Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
оптимизм!) заявлений, что мы на правильном пути и изобилие не за го рами. В последнее время, правда, и тех, и других голосов несколько по убавилось, а сами высказывания стали сдержаннее — и то хорошо. Но зато по давней нашей традиции поиски виновников провала реформ в стране в самом разгаре: коммунисты, евреи, либералы, демократы, на конец, сам народ, в вину которому ставится готовность покорно терпеть беспредел в государственной и общественной жизни. Притом гуляют по России версии произошедшего, одна экзотичнее другой. В прессе появляются пространные рассуждения о бездарности высшего руковод ства, не гнушаются наши мастера пера даже персонализации этого про цесса, называя имена Горбачева, Ельцина, Гайдара, Чубайса и других, либо безапелляционные обвинения Кремля в предательстве нацио нальных интересов, выразившемся в проведении реформ под диктовку Запада. Абстрагируясь от конкретных персоналий, невольно задумыва юсь: неужели, согласно этим громким «расследованиям», мы — нация дураков либо хуже того — предателей... В многовековой российской ис тории, конечно, бывало всякое: и громкие предательства удельными князьями друг друга в мрачную эпоху монголо-татарского ига, и Пет ровские указы подданным — говорить на публике без подсказки, «дабы дурь каждого видна была». Но не эти эпизоды, а массовое бескорыстие и героизм народа позволили сохранить столетиями суверенность и целос тность несравнимой ни с кем по пространствам и богатствам державы. Я не отношу себя ни к мистикам, ни к фаталистам и все же считаю, что такая неосязаемая данность, как историческое сознание народа, формо вавшееся десятками поколений, преломляется в духовном бытии каж дого из нас, включая представителей власти, и переступить его можно разве что, идя на сделку с собственной совестью, а это вряд ли может иметь массовый характер. Вот почему, по большому счету, не верится в поголовное предательство власть предержащими национальных приори тетов России либо в их тупую ограниченность, обернувшуюся колос сальным системным кризисом государства и общества. Очевидно, слишком коротка временная дистанция, отделяющая нас от ключевых событий реформирования российского общества, чтобы удалось подняться выше эмоционального осмысления произошедших перемен. А в том, что оно сугубо эмоционально, у меня нет никаких сомнений. Поиск ответа на сакраментальный русский вопрос: кто ви новат? — ни к чему другому привести и не может, а только к обсужде нию роли и значения субъективного фактора в развитии и преобразова нии общества. При этом и сами реформаторы, и нынешние исследова тели их деяний как-то забывают, что люди действуют в определенных обстоятельствах времени, обусловленных всем прошлым развитием стра 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz