Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
валась власть для своей корысти. Трагизм положения русской интелли генции, в итоге оказывающейся между двух огней — отторгнутой и на родом, и властью, впрямую проистекает из трагического состояния рос сийского гражданского общества, выразителем интересов которого она призвана быть по своей социальной сущности. В задавленном бюрокра тизированным государством (а сегодня еще и диким, зачастую крими нальным капиталом) гражданском обществе интеллигенция фактиче ски бесправна. Даже той ее части, которая искренне озабочена судьбой страны, нередко приходится идти на компромиссы с властью, приводя щие к забвению или даже предательству своих идеалов, что ничем не лучше, чем открытое тотальное подавление ее гласа, обращенного к на роду. Сила и обман —два столпа незыблемости традиционной российской государственности. Иную же государственность, без которой в принци пе немыслимо создать нормальный жизненный уклад, нам еще предсто ит выстрадать. * * * На телеэкране повторяли известный когда-то фильм Киры Мурато вой «Короткие встречи». Один из эпизодов в нем говорит больше, чем тома исследований, написанных по истории советского периода. Герои ня, руководитель райисполкома, звонит в магазин, чтобы справиться о дате приобретения подаренного ей магнитофона. Реакция продавца мо ментальная: таких справок не даем. И приходится героине «использо вать служебное положение», вновь представиться по телефону, но уже не как рядовая покупательница, а представитель местной власти. И от вет опять следует моментальный — продавец быстро выясняет и сооб щает дату продажи... Вот оно, недавнее наше «классовое» прошлое, только не на рабочих, крестьян и интеллигенцию делящееся, а на простых смертных и людей у власти. Широко пропагандировавшаяся советская формула социальной справедливости базировалась на примерном равенстве доходов всех слоев общества, но она мало чего общего имела с равенством прав его членов. Реальные права человека зависели от его места во властной вертикали, об этом предпочитали не говорить, хотя большинство людей прекрасно осознавало несправедливость этих отношений. А при таком раскладе духовный потенциал Личности, ее способности и таланты неизбежно уходили на второй план, не находили исчерпывающей реализации и отдачи обществу. Более того, не вписывающиеся в систему, ярко ода ренные люди становились изгоями общественной жизни. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz