Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
рабочего люда и интеллигенции, поставленной в положение вечно про сящей у власти хоть каких-то благ свободы. А общинная мораль, даже при всех ее потенциальных достоинствах, лучшее идеологическое обес печение лагерной организации общества, если власть умеет ею искусно пользоваться. Большая часть нации просто не в состоянии переступить общинные моральные нормы и традиционно верит, что новая власть тоже их будет блюсти. В коллективистской морали и кроются истоки того безгранич ного доверия российского народа к своей власти, которое не раз в исто рии приводило к его беспощадному обману и угнетению. И вот что здесь самое главное, в чем залог наших бед и побед: мораль зиждется на ВЕРЕ. А верующего (в Бога ли, в коммунизм или в демократию — идол сам по себе неважен) обмануть гораздо легче, чем сомневающегося. С прихо дом к власти радикалов, именовавших себя демократами, мы в очеред ной раз ПОВЕРИЛИ, причем настолько безоглядно (а как же иначе верить!), что позволили развалить им собственное государство и открыть все шлюзы б!ссовестного и безграничного по масштабам личного обо гащения за счет общинно нажитой собственности. Но и этот ущерб на ции не является самым страшным. Ее поражение станет сокрушитель ным и бесповоротным, если будут утрачены идеалы национальной мо рали, которые враз не создать или восстановить. Ведь предоставляя свободу беззастенчивой частной наживе, мы позволяем не только оби рать себя материально, но и не препятствуем внедрению в обществен ное сознание морали, несовместимой с национальным самосознанием. Традиционная общинная мораль у нас ценится выше материального пре восходства и иных ценностей. Вообще, категории высокой моральности ставились в русском обществе впереди категорий Закона, и такова, воз можно, самая примечательная особенность национального духа. Плохо это или хорошо, другой вопрос. Но именно она, мораль, собственно, и есть основа исторической судьбы и мирового предназначения нашего народа. Свой же путь ничьим другим не заменишь... Высокая мораль ность, в прошлом нередко доходившая до бескомпромиссности россий ской нации, какой, быть может, нет нигде больше, приводила к вели чайшим духовным взлетам всего народа и отдельных его сынов, но вне запная ее утрата на революционном переломе, увы, становилась и причиной стремительных падений в беспощадном мире. И все же, если сумеем сохранить ее ,— значит преодолеем и нынешнее смутное время, как уже не раз бывало. Похоже, мы и сами начинаем понимать, что спо койная и легкая судьба — не удел России... А что касается чистоты помыслов и романтизма русской интелли генции, которые подвели ее на очередном крутом повороте нашей исто 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz