Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
допущен к реальному управлению общественными процессами повсе местно, вплоть до самой российской глубинки. Но даже кажущееся бесконечным терпение имеет свой предел. Вот почему обратная сторона великой русской покорности русский бунт — «беспощадный и бессмысленный...». И уже ни о каких эволюционных переменах не может быть речи: финал реформ по-российски — рево люции, как расплата за обманутое терпение и покорность народа... Впрочем, наивно и даже несерьезно обвинять во всех промахах на род. Это все равно, что убеждать дерево вырасти выше, чем ему пред назначено природой. Народное сознание —результат исторического раз вития нации, складывавшегося из многочисленных объективных и субъективных факторов. И наш удел — лишь осмысливать и постигать их. В основе коллективистского сознания лежит неписанная мораль РА ВЕНСТВА всех членов общины, ограничивающая свободу действий ин дивида нормами поведения, выработанными многовековым опытом со вместной жизни людей. Нравится нам или не нравится, но надо при знать: провозглашение личной свободы в обществе с коллективистскими устоями морали ведет к подрыву его основ. Мы все время забываем про стую истину: дать свободу индивиду —это не значит, что в одночасье он станет свободным. Вопрос в том, готов ли и способен он принять ее во всей полноте не только прав, но и ответственности, этой обратной сто роны демократической медали. «Нет данной свободы. Ее нужно отвое вать у своих страстей, своей расы, класса, нации» —к этим словам Жана Поля Сартра трудно что-либо еще добавить. Не стоит и далеко ходить — уроки нужно извлекать из собственной истории. Отмена крепостного права в России отнюдь не привела к созданию в России свободного де мократического общества, государство еще долго стояло на традицион ных опорах царского самодержавия, которое большевики, по-своему дальновидные, моментально заменили собственной диктатурой. А в че ловеческом плане все было еще примитивнее: нередко крепостные кре стьяне —рабы — отказывались уходить и продолжали безвозмездно об служивать своих, якобы бывших хозяев, ибо попросту не знали, что де лать со свалившейся на них свободой — к этому склоняла их и вековая мораль общины. Да что век XIX, подобное наблюдалось даже в сталин ских лагерях и тюрьмах при освобождении зеков, которые настолько привыкли к несвободе с ее более чем скромным набором гарантирован ных условий выживания, что этот минимум их устраивал больше, чем пугающие своей неизвестностью возможности самостоятельного обес печения собственной жизни. Впрочем, вся огромная страна в этот пери од напоминала огромный концентрационный лагерь с секциями для аб солютно бесправного крестьянства, более обеспеченного материально 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz