Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
номенклатурной власти с ее родовыми скверными привычками уже от вечают на вопрос: что делать? — примитивно губительными для дей ствительно нарождающегося нового действиями. В какой-то момент они растерялись либо выжидали, чья возьмет, и вроде бы появились новые имена. Но где они сегодня, демократы первой волны из межрегиональ ной депутатской группы, объединившиеся вокруг академика Сахарова, которым безоглядно поверило нарождавшееся российское общество? Как говорят, иных уж нет, а те — далече. На слуху опять те же, с советских времен знакомые фамилии из партийной номенклатурной обоймы... Есть третий, вечно русский вопрос, который исторически оказался в тени двух упомянутых, хотя, по-моему, именно он наиважнейший: по чему в России не идут реформы? Объяснение такому положению вещей неоднозначно, многослойно. Первое, что приходит на ум, проистекает из геополитического положе ния страны — на перекрестке Запада и Востока. Исторически Запад был впереди в реформировании своего общественного устройства, Россия вечно в положении догоняющего, и, увы, почему-то признающего свое положение лишь как аутсайдера. Словно великие достижения ее народа в одночасье перестают что-то значить. Отсюда следует, что потребность в реформах, даже возникая в глубинных настроениях русского обще ства, удовлетворяется не с учетом поиска собственных, национально оригинальных путей выхода из кризиса, а методом насаждения пусть более передовых, но нередко и чуждых русскому духу западных образ цов. А в результате деятельная сила западного индивидуализма пассова- ла перед исконно традиционной русской общинностью, с которой ре форматоры упорно не желают считаться как с национальной особенно стью, обладающей неизменной силой. Не раз и не два звучали с экрана телевизора откровения радикальных демократов: мол, все разговоры о своеобразных условиях проведения реформ в России —чушь, механизм рыночных преобразований един, давно отлажен в мире, и нечего голову забивать национальной спецификой. А поскольку этим радикалам уда лось прийти к власти, мы и получили что получили. Национальный рус ский характер не замедлил проявить себя: дарованную свободу действий мы с традиционным воодушевлением перетолковали для себя как сво боду от ответственности перед Законом и государством, что в русском языке метко схвачено словом «воля», а в мировом понимании именует ся анархией. Ибо такова особенность общинного коллективистского со знания —либо единогласно подчиняться очередному мифологизирован ному авторитету, между прочим, тем самым снимая с себя персональ ную ответственность за происходящее, либо в отсутствие такового лидера творить со страной бог весть что, не задумываясь о последствиях до тех 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz