Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

номенклатурной власти с ее родовыми скверными привычками уже от­ вечают на вопрос: что делать? — примитивно губительными для дей­ ствительно нарождающегося нового действиями. В какой-то момент они растерялись либо выжидали, чья возьмет, и вроде бы появились новые имена. Но где они сегодня, демократы первой волны из межрегиональ­ ной депутатской группы, объединившиеся вокруг академика Сахарова, которым безоглядно поверило нарождавшееся российское общество? Как говорят, иных уж нет, а те — далече. На слуху опять те же, с советских времен знакомые фамилии из партийной номенклатурной обоймы... Есть третий, вечно русский вопрос, который исторически оказался в тени двух упомянутых, хотя, по-моему, именно он наиважнейший: по­ чему в России не идут реформы? Объяснение такому положению вещей неоднозначно, многослойно. Первое, что приходит на ум, проистекает из геополитического положе­ ния страны — на перекрестке Запада и Востока. Исторически Запад был впереди в реформировании своего общественного устройства, Россия вечно в положении догоняющего, и, увы, почему-то признающего свое положение лишь как аутсайдера. Словно великие достижения ее народа в одночасье перестают что-то значить. Отсюда следует, что потребность в реформах, даже возникая в глубинных настроениях русского обще­ ства, удовлетворяется не с учетом поиска собственных, национально оригинальных путей выхода из кризиса, а методом насаждения пусть более передовых, но нередко и чуждых русскому духу западных образ­ цов. А в результате деятельная сила западного индивидуализма пассова- ла перед исконно традиционной русской общинностью, с которой ре­ форматоры упорно не желают считаться как с национальной особенно­ стью, обладающей неизменной силой. Не раз и не два звучали с экрана телевизора откровения радикальных демократов: мол, все разговоры о своеобразных условиях проведения реформ в России —чушь, механизм рыночных преобразований един, давно отлажен в мире, и нечего голову забивать национальной спецификой. А поскольку этим радикалам уда­ лось прийти к власти, мы и получили что получили. Национальный рус­ ский характер не замедлил проявить себя: дарованную свободу действий мы с традиционным воодушевлением перетолковали для себя как сво­ боду от ответственности перед Законом и государством, что в русском языке метко схвачено словом «воля», а в мировом понимании именует­ ся анархией. Ибо такова особенность общинного коллективистского со­ знания —либо единогласно подчиняться очередному мифологизирован­ ному авторитету, между прочим, тем самым снимая с себя персональ­ ную ответственность за происходящее, либо в отсутствие такового лидера творить со страной бог весть что, не задумываясь о последствиях до тех 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz