Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
ня, рано или поздно, конечно же, станет известна в городе, а провозгла шенные хорошие идеи и помыслы в очередной раз будут дискредитиро ваны. При встрече идей и интересов чаще побеждают последние. Отсюда трагизм и непоследовательность всех революций, непредсказуемость общественных событий. Идеи беззащитны в силу своей доступности для атаки, подавления. Истинные интересы всегда скрыты и в этом их по таенная грозная сила, позволяющая маневрировать, использовать в уго ду себе любые повороты и превратности событий, пока не наступит мо мент для окончательной победы и торжества. В это никак не хочет и не может поверить донкихотствующая русская ителлигенция, снова обжег шись в своих благородных порывах на нынешнем переломе российской истории. Впрочем, давала ли ей когда-нибудь наша история иной вы бор, кроме как сгореть за гуманистические идеалы в борьбе, которая обречена на поражение при очередном переделе власти? * * * Были и будут вечные вопросы, ответы на которые ищет каждое но вое поколение людей, входящих в этот мир. Это аксиома всеобщего раз вития. Интереснее другое: есть страны, в которых кочуют из поколения в поколение свои извечные вопросы, не получающие исчерпывающего ответа. В России традиционно повторяют два из них: кто виноват? и что делать? Первой задается ими интеллигенция. Власть же, в какой-то момент позволившая ей начать дискуссию, сначала глуха к поставленным воп росам, потом под давлением утрачивающей робость общественности чаще всего уже не раздумывает, а действует: грубо, поверхностно, раз рушительно для Духа. Отсюда диктат, репрессии, гонения мысли и веч но несчастных ее носителей... И уже непонятно, кто больше виноват в развитии событий по популярному ныне сценарию — хотели как луч ше, а получилось как всегда — интеллигенция или власть. Как это ни странно, но склоняюсь к мысли, что виновата наиболее страдающая в итоге реформ сторона — интеллигенция. Губит ее, губит нарождающе еся гражданское общество сама постановка первого судьбоносного воп роса, то есть провозглашение борьбы с виновниками общественных потрясений, а не стремление разобраться с причинами тех или иных явлений и событий. Между тем, самих виновников уже и в помине нет: либо ушли из политики по возрасту, либо под шумок и хаос обществен ной неразберихи сменили свое политическое амплуа, почуяв, куда ве тер дует... И провозгласив себя реформаторами, представители старой 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz