Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
средств, на которые раньше можно было рабочему приобрести физиче ски необходимые товары и услуги (еда, одежда, жилье...). Сегодня для нормального функционирования главного инструмента наемного работ ника — ума необходима определенная интеллектуальная среда (доступ к информационным и образовательным источникам: обучающие уч реждения, СМИ — печатные, электронные, компьютерные), духов ная сфера отдыха (театр, живопись, кино, литература, массовые развле чения), изменение формы морально-нравственных отношений между хозяином и наемным работником (прямое, грубое угнетение уходит в прошлое, интеллект не терпит хамства и примитивного принуждения). А главное, резко возросло число социальных контактов работников ум ственного труда с коллегами: и по форме, и по широте сферы общения. Причем не только прямых человеческих контактов, а опосредованных техническими средствами коммуникаций (компьютер — Интернет, те лефон, факс, радио, ТВ и т. д.). Создание этой сети новейших форм со циального общения требует затраты немалых общественных средств, а также информациализации и глобализации многих социальных процес сов в области общественного производства. Наемный работник умствен ного труда объективно требует больших затрат на образование и воспи тание, иначе отдача его производству будет невелика. Он — самая боль шая ценность в процессе общественного производства, и именно так, как к дорогой ценности, к нему вынужден относиться и наниматель, и государство, и общество в целом. К понятию обычной материальной соб ственности добавилось понятие интеллектуальной собственности. И это не только отделенные от сознания личности информационные продук ты. Интеллектуальная собственность — это способности, таланты, зна ния, которые несет в себе образованный, с опытом интеллектуальной работы, человек. Он сам по себе ценность, которую не измеришь ни в валюте, ни в золотом эквиваленте, но которая может постоянно само- возрастать в зависимости от условий самовыражения индивидуального духовного потенциала личности, обогащая уже материально предприя тие, компанию, фирму, а через них и государство. Для российского общества учет потенциала личности и поддержка ее социальной активности не только условие противостояния тенден ции обюрокрачивания общества и государства, это и самое действенное противоядие устремлениям власти, всегда пытающейся ради своего эго истического благополучия и самосохранения подавить духовное начало в обществе, догматизировать и формализовать сущность национальной идеи, сделать ее застывшей и неживой и тем самым поставить ее на службу своим узкокорыстным интересам. Нечто подобное мы наблюдали при реализации коммунистической идеи советской властью, ведь как бы ни 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz