Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
экономически несамостоятелен. Он все время должен оглядываться на систему, на руководителей. Он озабочен, сумеет ли он обеспечить хотя бы минимальные условия жизни для своей семьи. Я считаю это рабством» («Аргументы и факты»). Очень наглядно сказанное подтверждается на примере развития малого бизнеса в стране. Спохватившись, власть при нимает законы о поддержке малого предпринимательства, ведет пуб личные дискуссии о необходимости массового его развития, а результа та нет, потому что самими реформами подорваны его экономические и социальные основы: дифференциация нынешних доходов богатых и бед ных превысила все разумные пределы, бюрократизация управления про цессами социального развития тоже бьет все рекорды... А поскольку нет практически никакой надежды на справедливый пересмотр итогов при ватизации — возможен ли он вообще? — надо искать какие-то иные ре сурсы активизации потенциала личности в российском обществе. Поче му-то государство упорно не хочет признать эту очевидность, являющу юся объективной точкой отсчета при выборе перспектив дальнейшего развития страны. Итак, если экономический, материальный ресурс активизации по тенциала личности мы упустили, остается социальный, духовный. Фор мулу развития нашей страны предложил в газете «Аргументы и факты» известный предприниматель Владимир Довгань: «...духовность нужно соединить как с политикой, так и с экономикой. Это — база русского экономического чуда». С завершением основного этапа передела соб ственности в пользу меньшинства населения мы, по сути дела, верну лись, чего не желают и, похоже, даже не ведают наши реформаторы, к традиционной национальной модели социальных отношений: собствен ность опять не принадлежит народу, а значит и нет базы для широкого и массового развития экономических и вытекающих из них многосторон них правовых отношений, ограничивающих вмешательство государства в частную жизнь и деятельность российских граждан. Напротив, госу дарство объективно выходит на привычную ему в нашем обществе роль главного регулятора и координатора социальных и, может, несколько в ином объеме и качестве, экономических отношений, поскольку круп ный капитал имеет определенную степень автономности в своих дей ствиях. Коли мы хотим добиться качественного развития традиционной модели социальных отношений, не повторяя издержки прошлого, нуж но понять, какие принципиальные изменения необходимо внести в стро ительство новой российской государственности. Попытки ее совершен ствования неизменно терпели крах по той причине, что это строитель ство всегда начиналось сверху и оттого ограничивалось выстраиванием властной вертикали, которая, набрав силу, уже сама начинала препят 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz