Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
Мы пытаемся сегодня отказаться от исторически традиционной для России ориента ции на определяющую роль морали в регулировании общественных отношений. Сегодня нравственную оценку происходящего чаще всего просто опускают, либо провозглашают ее анахронизмом прошлого. Есть этому нынешнему феномену даже свое оправдание: мол, мы повернули к западным образцам, значит, все отношения будем строить на при оритете Закона. Но нужны ли еще какие-либо примеры и доводы, в дополнение к приве денным выше из жизни российских генералов, чтобы доказать очевидное: закон, не под крепленный общественными моральными устоями, — формальность, имитация спра ведливости, а в худшем случае бывает, что и прикрытие неблаговидных, корыстных действий. Мы боимся, а безнравственная наша власть просто не желает признать очевид ного: деморализация общественных отношений в России привела к тому, что все нынеш ние реформы либо явно пробуксовывают, либо терпят крах. По-разному можно оценивать социальную апатию, охватившую российское обще ство после романтического периода бурной и страстной поддержки обещанных правите лями демократических перемен. Крушение иллюзий народа о лучшей жизни стало по добным психологической депрессии отдельного человека, вывести из которой его удает ся далеко не всякому врачу. Имя депрессии, охватившей наше общество, можно определить как реформобоязнь. Она сформировалась не сразу, ибо после первых провалов реформ и не сбывшихся обещаний Ельцина, призывавшего «потерпеть до осени», в народе преоб ладала сугубо эмоциональная оценка вроде «они там, наверху, не ведают, что творят», но после знаменитого августовского дефолта, обрушившего уже не частные, а государствен ные финансовые пирамиды (символы обмана эпохи перестройки), для большинства лю дей стало предельно ясно: поддерживать эту власть в ее начинаниях все равно что себе причинять боль. А учитывая, что обман властью народа уже не первый раз случается в нашей отечественной истории — просто нынче это произошло намного динамичнее и стремительнее, чем в прошлом, появляется опасение, как бы в национальном сознании россиян не закрепился в форме своеобразного комплекса неполноценности этот синд ром реформобоязни. Между тем мало-мальски приемлемого объяснения, почему же в России реформы становятся национальным бедствием, до сих пор нет. Перед разгадкой этого русского чуда пасуют и свои, и чужие умы, в лучшем случае ссылаясь в качестве объяснения, окон чательно запутывающего сам вопрос, на «таинственную русскую душу» или на знамени тое, но затасканное бесконечным цитированием тютчевское «Умом Россию не понять...». А понять надо, ибо недопустимо покорно следовать величайшей в истории несправедли вости, когда богатейший ресурсами и талантами народ на планете влачит позорное и жалкое существование... Задумав эту работу, в течение нескольких последних лет я регулярно просматривал некоторые издания периодики, которые, скажем так, имеют свое лицо в захлестнувшем страну потоке информации. Хотелось сделать своеобразный срез общественного мне ния, по-моему, газеты стихийно отражают его лучше, чем популярные сегодня социоло гические опросы. Меня не покидала мысль, скорее, даже ощущение, что беспорядочное и во многом противоречивое брожение российского сознания вот-вот оформится в ряд очевидных и ясных идей, которые начнут определять жизнь наших людей и наполнят ее утраченным здравым смыслом. Речь идет не просто о какой-то твердой политической линии государственного руководства, разделяемой и поддерживаемой основной массой населения. Речь о другом. Вспоминаю рассказ средних лет женщины в московском мет ро, с которой мы разоткровенничались, что бывает у случайных попутчиков. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz