Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

Мы пытаемся сегодня отказаться от исторически традиционной для России ориента­ ции на определяющую роль морали в регулировании общественных отношений. Сегодня нравственную оценку происходящего чаще всего просто опускают, либо провозглашают ее анахронизмом прошлого. Есть этому нынешнему феномену даже свое оправдание: мол, мы повернули к западным образцам, значит, все отношения будем строить на при­ оритете Закона. Но нужны ли еще какие-либо примеры и доводы, в дополнение к приве­ денным выше из жизни российских генералов, чтобы доказать очевидное: закон, не под­ крепленный общественными моральными устоями, — формальность, имитация спра­ ведливости, а в худшем случае бывает, что и прикрытие неблаговидных, корыстных действий. Мы боимся, а безнравственная наша власть просто не желает признать очевид­ ного: деморализация общественных отношений в России привела к тому, что все нынеш ­ ние реформы либо явно пробуксовывают, либо терпят крах. По-разному можно оценивать социальную апатию, охватившую российское обще­ ство после романтического периода бурной и страстной поддержки обещанных правите­ лями демократических перемен. Крушение иллюзий народа о лучшей жизни стало по­ добным психологической депрессии отдельного человека, вывести из которой его удает­ ся далеко не всякому врачу. Имя депрессии, охватившей наше общество, можно определить как реформобоязнь. Она сформировалась не сразу, ибо после первых провалов реформ и не сбывшихся обещаний Ельцина, призывавшего «потерпеть до осени», в народе преоб­ ладала сугубо эмоциональная оценка вроде «они там, наверху, не ведают, что творят», но после знаменитого августовского дефолта, обрушившего уже не частные, а государствен­ ные финансовые пирамиды (символы обмана эпохи перестройки), для большинства лю­ дей стало предельно ясно: поддерживать эту власть в ее начинаниях все равно что себе причинять боль. А учитывая, что обман властью народа уже не первый раз случается в нашей отечественной истории — просто нынче это произошло намного динамичнее и стремительнее, чем в прошлом, появляется опасение, как бы в национальном сознании россиян не закрепился в форме своеобразного комплекса неполноценности этот синд­ ром реформобоязни. Между тем мало-мальски приемлемого объяснения, почему же в России реформы становятся национальным бедствием, до сих пор нет. Перед разгадкой этого русского чуда пасуют и свои, и чужие умы, в лучшем случае ссылаясь в качестве объяснения, окон­ чательно запутывающего сам вопрос, на «таинственную русскую душу» или на знамени­ тое, но затасканное бесконечным цитированием тютчевское «Умом Россию не понять...». А понять надо, ибо недопустимо покорно следовать величайшей в истории несправедли­ вости, когда богатейший ресурсами и талантами народ на планете влачит позорное и жалкое существование... Задумав эту работу, в течение нескольких последних лет я регулярно просматривал некоторые издания периодики, которые, скажем так, имеют свое лицо в захлестнувшем страну потоке информации. Хотелось сделать своеобразный срез общественного мне­ ния, по-моему, газеты стихийно отражают его лучше, чем популярные сегодня социоло­ гические опросы. Меня не покидала мысль, скорее, даже ощущение, что беспорядочное и во многом противоречивое брожение российского сознания вот-вот оформится в ряд очевидных и ясных идей, которые начнут определять жизнь наших людей и наполнят ее утраченным здравым смыслом. Речь идет не просто о какой-то твердой политической линии государственного руководства, разделяемой и поддерживаемой основной массой населения. Речь о другом. Вспоминаю рассказ средних лет женщины в московском мет­ ро, с которой мы разоткровенничались, что бывает у случайных попутчиков. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz