Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

тию, интеллигенция бьет по государству в целом, способствуя его разва­ лу, а потом мы начинаем снова мучительно воссоздавать государствен­ ность. И третье, может быть, самое главное: на одном лишь отрицании благополучия не построишь! В этой связи намного сложнее и запутаннее, чем на Западе, встает вопрос о свободе слова в нашем обществе. Крушение прежней офици­ альной государственной идеологии, какой бы она ни была, плохой или хорошей, порождает массовую безыдейность, тянущую за собой и без­ духовность общественных отношений, что выражается в падении норм морали и нравственности. В итоге горячо приветствуемая обществен­ ным мнением свобода слова и выражения мнений и взглядов, несом­ ненно, являющаяся одной из высших социальных ценностей, в наших условиях перерастает в разнузданность и анархию —достаточно посмот­ реть на экраны наших телевизоров и страницы большинства газет, что­ бы убедиться в этом. «Может быть, хватит чернухи, подогреваемой глу­ бокомысленными разговорами об ущемлении свободы слова, — спра­ ведливо размышляет на страницах “Парламентской газеты” председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Валентин Никитин. — Давно пора вспомнить и о гражданской позиции журналиста, патриота своей страны, просто совестливого, принципиального человека». И ког­ да официальная власть, при всем ее несовершенстве, делает хотя бы роб­ кие попытки остановить этот нравственный беспредел, руководствуясь просто элементарным чувством ответственности за духовное здоровье нации или даже обыкновенным инстинктом самосохранения, обществен­ ность тут же обвиняет ее в притеснении свободы слова. Не способная отделить политическое притеснение свободы от безнравственного анар­ хизма в любом виде (культурного, социального, бытового) наша интел­ лигенция по сути защищает моральную распущенность как норму об­ щественных отношений, да еще ссылаясь при этом на образцы Запада, который уже давно прошел эту стадию развития безграничной свободы. «Сейчас Россия с дикарским восторгом вцепилась в идею паблик релей- шинз, видя в этом ответ на многие больные вопросы политического вы­ бора и морали, придумывая каких-то новых идолов, “черный пиар” и всякую прочую ерунду», — справедливо размышляет в газете «Труд» из эмигрантского далека потомственный русский князь Никита Лобанов- Ростовский. И снова, теперь уже на уровне идеологии и культуры, мы видим, как рациональная западная идея в российских условиях неузна­ ваемо трансформируется вплоть до противоположного смысла. Собствен­ но, на что другое мы можем рассчитывать, если речь идет не об ошибках и просчетах на отдельных направлениях социально-экономического развития государства и общества, а об их всеобъемлющем, системном 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz