Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
ся в идейно обезоруженном обществе. В этот момент социальной жизни принцип сопричастности личности общей цели просто не действует по причине отсутствия таковой, и личность теряет ориентиры развития, а вместе с ними и способность самостоятельного определения в обществен ном бытии. Русский человек в своем государстве, охваченный стихией неопределенности дальнейшего развития, словно бездомный, лишенный каких-либо социальных опор: не в его характере обособляться от дру гих, тревожное его настроение и состояние легко использовать в скры тых корыстных интересах. Он легковосприимчив, словно ребенок, к красивым, но пустым обещаниями лучшей жизни и не очень утруждает себя размышлениями о том, какой ценой придется платить за свою до верчивость. Он движим верой в конечную справедливость для всех и во всем, которая чудодейственным образом восторжествует. Этот нацио нальный идеал подспудно всегда живет в общественном сознании, даже если он еще не обрел форму национальной идеи. Личности западного типа легче, ибо она изначально сориентирована на приоритет своих индивидуальных интересов в системе общественных отношений, кото рые определить значительно проще, как проще и отстаивать, ведь само общество приветствует и поддерживает всеми силами и средствами го сударства устремления индивидуализма. А личности в евразийской си стеме вследствие дезориентированности своей социальной позиции от носительно будущего только и остается, что критиковать уже опрокину тое ходом и с тории прош лое своей н ац и и , но эта кри ти к а малопродуктивна, ибо построена она на сплошном отрицании нацио нальных основ, взамен которых предлагаются несвойственные нашему духовному складу западные образцы. Очень наглядно иллюстрирует ска занное позиция русской интеллигенции, которой по своему социально му статусу положено выражать и защищать интересы личности в обще стве. Наша интеллигенция традиционно в оппозиции власти. У нас от рицание любых начинаний правящей верхушки превозносится как достоинство общественного мнения, поэтому критика в нашем обще стве бывает деструктивной, не зовущей к диалогу с властью. Интелли генция не может понять главного, того, что быть в вечной оппозиции — это не доблесть, а вред для страны и для нее самой. Во-первых, власти легко в любой момент пресечь это, якобы, свободное волеизъявление — есть моральное оправдание перед обществом, ведь критика зовет только к разрушению существующих отношений. Во-вторых, интеллигенция в своей критике не разделяет государственную власть как формальное об разование, созданное для защиты национальных интересов страны, и чисто бюрократические интересы и устремления представителей этого социального института; в итоге — целясь в своей критике в бюрокра 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz