Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

ся в идейно обезоруженном обществе. В этот момент социальной жизни принцип сопричастности личности общей цели просто не действует по причине отсутствия таковой, и личность теряет ориентиры развития, а вместе с ними и способность самостоятельного определения в обществен­ ном бытии. Русский человек в своем государстве, охваченный стихией неопределенности дальнейшего развития, словно бездомный, лишенный каких-либо социальных опор: не в его характере обособляться от дру­ гих, тревожное его настроение и состояние легко использовать в скры­ тых корыстных интересах. Он легковосприимчив, словно ребенок, к красивым, но пустым обещаниями лучшей жизни и не очень утруждает себя размышлениями о том, какой ценой придется платить за свою до­ верчивость. Он движим верой в конечную справедливость для всех и во всем, которая чудодейственным образом восторжествует. Этот нацио­ нальный идеал подспудно всегда живет в общественном сознании, даже если он еще не обрел форму национальной идеи. Личности западного типа легче, ибо она изначально сориентирована на приоритет своих индивидуальных интересов в системе общественных отношений, кото­ рые определить значительно проще, как проще и отстаивать, ведь само общество приветствует и поддерживает всеми силами и средствами го­ сударства устремления индивидуализма. А личности в евразийской си ­ стеме вследствие дезориентированности своей социальной позиции от­ носительно будущего только и остается, что критиковать уже опрокину­ тое ходом и с тории прош лое своей н ац и и , но эта кри ти к а малопродуктивна, ибо построена она на сплошном отрицании нацио­ нальных основ, взамен которых предлагаются несвойственные нашему духовному складу западные образцы. Очень наглядно иллюстрирует ска­ занное позиция русской интеллигенции, которой по своему социально­ му статусу положено выражать и защищать интересы личности в обще­ стве. Наша интеллигенция традиционно в оппозиции власти. У нас от­ рицание любых начинаний правящей верхушки превозносится как достоинство общественного мнения, поэтому критика в нашем обще­ стве бывает деструктивной, не зовущей к диалогу с властью. Интелли­ генция не может понять главного, того, что быть в вечной оппозиции — это не доблесть, а вред для страны и для нее самой. Во-первых, власти легко в любой момент пресечь это, якобы, свободное волеизъявление — есть моральное оправдание перед обществом, ведь критика зовет только к разрушению существующих отношений. Во-вторых, интеллигенция в своей критике не разделяет государственную власть как формальное об­ разование, созданное для защиты национальных интересов страны, и чисто бюрократические интересы и устремления представителей этого социального института; в итоге — целясь в своей критике в бюрокра­ 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz