Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

безграничной свободе; в религии — к нетерпимости или к отвержению всякого авторитета». Отсюда проистекает позиция России по отноше­ нию к Европе в зависимости от того, какую линию развития она пред­ почтет для себя, также излагаемая Данилевским: «Если Россия хочет дорожить мнением Европы и стать ее частью, то нам ничего не остается, как отказаться от политического патриотизма и от мысли о крепости, цельности и единстве нашего государственного организма. Россия в гла­ зах Европы может претендовать на достоинство, только потеряв свой национальный облик». Сказано резко, пугающе бескомпромиссно, но с позиции текущего момента возразить русскому философу трудно, если вспомнить наши нынешние споры с Советом Европы, который пытает­ ся все время навязать нам свой взгляд по Чечне, не отвечающий нацио­ нальным интересам России, не считается с разгулом криминана в стра­ не, диктующем необходимость применения смертной казни, и многое другое. Все это диктат сильного слабому. А вот с позиции будущего, по- моему. более прав великий Федор Достоевский. Не могу воздержаться от пространной цитаты, но все в ней глубоко убедительно, все — в цель: «Стать русским — значит перестать презирать свой народ. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать. И действительно, чем сильнее и самостоятельнее развились мы в национальном духе на­ шем, тем сильнее и ближе отозвались бы в европейской душе и, пород­ нившись с нею, стали бы тотчас же ей понятнее. Тогда не отвертывались бы от нас высокомерно, а выслушивали бы нас. Мы и на вид тогда ста­ нем совсем другие... Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея...; нас сочтут тогда за людей, а не за международную обшмыгу... Мы и говорить будем с ними умнее теперешнего, потому что в народе нашем и в духе его отыщем новые слова, которые уж непременно станут европейцам понятнее. Да и сами мы поймем тогда, что многое из того, что мы презирали в народе нашем, есть не тьма, а именно свет, не глу­ пость, а именно ум, а поняв это, мы непременно произнесем в Европе такое слово, которого там еще не слыхали». Чтобы выйти на новый уровень социальных отношений, общество евразийского типа должно научиться ценить уникальность и неповто­ римость самой личности. И здесь мы возвращаемся к проблеме, которой по преимуществу посвящено данное исследование. Бюрократизация социальных отношений, не раз и не два губившая все отечественные реформаторские начинания, в глубинной своей сути нацелена на обез­ личивание людей, позволяющее манипулировать ими, как то угодно власти. Своей цели бюрократической прослойке власти нетрудно добить­ 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz