Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

пока не удастся вовлечь в социально-экономическое развитие самый главный —духовный потенциал нации, отвечающий исконной природе русского человека, которую именуют «загадочной русской душой». Ду­ ховное начало в нем преобладало и будет преобладать над интересами меркантилизма и материального превосходства, ибо не отделяет и не выделяет себя этот человек из своей национальной, по внутренней сути коллективной общности. Неуютно, даже страшно ему в одиночестве стро­ ить свое благополучие. Наконец, просто скучно ему строить свою от­ дельную крепость, а когда иного не дано, он пускается в невообразимые авантюры и фантазии, которые благонамеренному и расчетливому во всем западному человеку и во сне не привидятся. Ему ведь мало радости в собственном мирке, ему «за державу обидно»... Россия потому и терпит постоянные поражения в предпринимаемых сверху преобразованиях и реформах, потому что все они, так или иначе, строились и строятся на приоритете материальных ценностей, разделя­ ющих общество на экономически, социально и духовно отдельные субъекты, благодатной средой обитания которых исторически была и есть система общественных отношений, построенная на основах рацио­ нализма и индивидуализма. И пока мы не осознаем, что именно законы духовного братства русских людей (материальное братство вообще во­ образить невозможно, даже сочетание слов звучит несуразно и дико), лежат в основе гармонично развивающейся модели русского общества, мы так и будем посыпать себе голову пеплом и проклинать очередных реформаторов. Конечно, такое положение вещей можно объяснить тем, что эпоха торжества материализма и рационализма, ярко выраженным лидером которой на протяжении последних столетий был Запад, не за­ вершилась, и значит время России с ее национально-социальной ори­ ентацией на единение людей просто еще не пришло. Но равняться на доминирующее сегодня в мировом социальном процессе — это все рав­ но что равняться на историческое прошлое, которое не может бесконеч­ но повторяться в будущем, так уж устроен мир. Это все равно, что жить только текущим днем и не отважиться думать о завтрашнем... Сущность западного типа социальных отношений и проистекающую из них ментальность человека, по-моему, предельно емко выразил круп­ ный русский философ XIX века Николай Данилевский: «Коренная чер­ та европейского характера — насильственность. Она есть не что иное, как чрезмерно развитое чувство индивидуальности, по которому обла­ дающий им ставит свой образ мысли, свой интерес так высоко, что вся­ кий иной образ мыслей, всякий иной интерес должен ему уступить. Та­ кой склад ума, чувства и воли ведет в политике и в общественной жиз­ ни , смотря по обстоятельствам , к угнетению народностей или к 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz