Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
пока не удастся вовлечь в социально-экономическое развитие самый главный —духовный потенциал нации, отвечающий исконной природе русского человека, которую именуют «загадочной русской душой». Ду ховное начало в нем преобладало и будет преобладать над интересами меркантилизма и материального превосходства, ибо не отделяет и не выделяет себя этот человек из своей национальной, по внутренней сути коллективной общности. Неуютно, даже страшно ему в одиночестве стро ить свое благополучие. Наконец, просто скучно ему строить свою от дельную крепость, а когда иного не дано, он пускается в невообразимые авантюры и фантазии, которые благонамеренному и расчетливому во всем западному человеку и во сне не привидятся. Ему ведь мало радости в собственном мирке, ему «за державу обидно»... Россия потому и терпит постоянные поражения в предпринимаемых сверху преобразованиях и реформах, потому что все они, так или иначе, строились и строятся на приоритете материальных ценностей, разделя ющих общество на экономически, социально и духовно отдельные субъекты, благодатной средой обитания которых исторически была и есть система общественных отношений, построенная на основах рацио нализма и индивидуализма. И пока мы не осознаем, что именно законы духовного братства русских людей (материальное братство вообще во образить невозможно, даже сочетание слов звучит несуразно и дико), лежат в основе гармонично развивающейся модели русского общества, мы так и будем посыпать себе голову пеплом и проклинать очередных реформаторов. Конечно, такое положение вещей можно объяснить тем, что эпоха торжества материализма и рационализма, ярко выраженным лидером которой на протяжении последних столетий был Запад, не за вершилась, и значит время России с ее национально-социальной ори ентацией на единение людей просто еще не пришло. Но равняться на доминирующее сегодня в мировом социальном процессе — это все рав но что равняться на историческое прошлое, которое не может бесконеч но повторяться в будущем, так уж устроен мир. Это все равно, что жить только текущим днем и не отважиться думать о завтрашнем... Сущность западного типа социальных отношений и проистекающую из них ментальность человека, по-моему, предельно емко выразил круп ный русский философ XIX века Николай Данилевский: «Коренная чер та европейского характера — насильственность. Она есть не что иное, как чрезмерно развитое чувство индивидуальности, по которому обла дающий им ставит свой образ мысли, свой интерес так высоко, что вся кий иной образ мыслей, всякий иной интерес должен ему уступить. Та кой склад ума, чувства и воли ведет в политике и в общественной жиз ни , смотря по обстоятельствам , к угнетению народностей или к 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz