Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

но оно само по себе привлекательнее самых заманчивых индивидуаль­ ных запросов. И кстати, эти запросы ведь тоже не перечеркиваются со­ всем, а трансформируются самим человеком сообразно общей идее и вытекающей из нее задаче социального развития. Иначе говоря, когда общество евразийского типа проходит стадию принуждения своих граж­ дан в решении тех или иных задач, оно также как и западное предостав­ ляет им свободу выбора своей позиции, но на основе выработанной об­ щей Идеи и цели социального развития. Принципиальная разница в том, что личный выбор индивидуализма естественно ограничен самой личностью, ее бытием и сознанием. Личный же выбор в масштабах вы­ сокой и достойной общественного Идеала цели предполагает несравни­ мо более широкое восприятие богатства и многообразия мира и жизни, которые просто непостижимы одному, даже самому талантливому и разносторонне развитому индивиду. Приобщение через высокую обще­ ственную Идею ко всему мирозданию несет человеку полноту бытия, какую в одиночку ему и вообразить невозможно, — происходит прорыв изоляции личности в самой себе и ее слияние с обществом, со своим народом, с национальным этносом, с человечеством, со Вселенной. Пе­ ред нами такое приобщение к всеобщему, при котором ни с чем не срав­ нимое индивидуальное внутреннее богатство Личности не разъединяет, а способствует добровольному единению разных людей и разных наро­ дов — именно в этом, по-моему, высший смысл мирового социального развития — в противовес насильственно устраиваемой глобализации социальных отношений по навязанному сильными стандарту мирового общежития. Конечно, современного западного человека, всей системой обще­ ственных отношений побуждаемого быть индивидуалистом, трудно во­ образить в этой роли. Озабоченность личным материальным благополу­ чием и процветанием в мирной (а то и немирной) войне — свободной конкуренции с себе подобными —отделяет человека от других, как соци­ ально разделяет людей все материальное. Личность, для которой при­ оритетнее ценности иного порядка —духовные, подразумевающие воз­ можности реализации в миру собственной неповторимости, своеобра­ зия мыслей и чувств, какого не было до нее и не будет после, требует к себе внимания и заботы общества, а значит и государства, что объектив­ но предопределяет последнему совсем иную роль, чем сегодня: созда­ вать условия и предпосылки для духовного становления и развития че­ ловека; наверное, это намного сложнее, чем во главу угла ставить одни лишь экономические проблемы, в плену которых завязла наша нынеш­ няя власть, не осознающая, что страна так и будет топтаться на месте, 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz