Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
но оно само по себе привлекательнее самых заманчивых индивидуаль ных запросов. И кстати, эти запросы ведь тоже не перечеркиваются со всем, а трансформируются самим человеком сообразно общей идее и вытекающей из нее задаче социального развития. Иначе говоря, когда общество евразийского типа проходит стадию принуждения своих граж дан в решении тех или иных задач, оно также как и западное предостав ляет им свободу выбора своей позиции, но на основе выработанной об щей Идеи и цели социального развития. Принципиальная разница в том, что личный выбор индивидуализма естественно ограничен самой личностью, ее бытием и сознанием. Личный же выбор в масштабах вы сокой и достойной общественного Идеала цели предполагает несравни мо более широкое восприятие богатства и многообразия мира и жизни, которые просто непостижимы одному, даже самому талантливому и разносторонне развитому индивиду. Приобщение через высокую обще ственную Идею ко всему мирозданию несет человеку полноту бытия, какую в одиночку ему и вообразить невозможно, — происходит прорыв изоляции личности в самой себе и ее слияние с обществом, со своим народом, с национальным этносом, с человечеством, со Вселенной. Пе ред нами такое приобщение к всеобщему, при котором ни с чем не срав нимое индивидуальное внутреннее богатство Личности не разъединяет, а способствует добровольному единению разных людей и разных наро дов — именно в этом, по-моему, высший смысл мирового социального развития — в противовес насильственно устраиваемой глобализации социальных отношений по навязанному сильными стандарту мирового общежития. Конечно, современного западного человека, всей системой обще ственных отношений побуждаемого быть индивидуалистом, трудно во образить в этой роли. Озабоченность личным материальным благополу чием и процветанием в мирной (а то и немирной) войне — свободной конкуренции с себе подобными —отделяет человека от других, как соци ально разделяет людей все материальное. Личность, для которой при оритетнее ценности иного порядка —духовные, подразумевающие воз можности реализации в миру собственной неповторимости, своеобра зия мыслей и чувств, какого не было до нее и не будет после, требует к себе внимания и заботы общества, а значит и государства, что объектив но предопределяет последнему совсем иную роль, чем сегодня: созда вать условия и предпосылки для духовного становления и развития че ловека; наверное, это намного сложнее, чем во главу угла ставить одни лишь экономические проблемы, в плену которых завязла наша нынеш няя власть, не осознающая, что страна так и будет топтаться на месте, 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz