Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

и уверенность на будущее — вот некоторые сильные черты западной личности, вполне устраивающие и данную социальную модель, кото­ рую, условно говоря, и можно назвать обществом сильных индивиду­ альностей. Вместе с тем, рационализм, культивируя волю и прагмати­ ческий изощренный ум, отказывает личности в свободе выражения чувств, в многообразии восприятия мира и, прежде всего, богатства че­ ловеческих отношений, а нередко ведет к узости коридора социального развития личности; общепринятый стандарт, диктуемый рекламой, мо­ дой, становится нормой для всех и каждого. На Западе отчетливо поня­ ли, что прямое насилие и принуждение личности самый кброткий путь к тупику в социальных отношениях. Куда сильнее и эффективнее пу­ шек и полицейских дубинок информационное воздействие на сознание людей, создающее привлекательную видимость свободы выбора каждо­ го, в то время как сам человек в массе уже не осознает, что его сознани­ ем умело манипулируют. Напротив, в евразийской модели, где преобла­ дают именно личностные, чувственные во многом отношения, для ко­ торых шаблон и повтор просто губительны , люди более духовно раскованны, может, оттого порядка и организованности им нередко не хватает. Развитая духовность предопределяет творческий характер этих людей, весьма плодовитый на идеи и открытия. Проблема русского пути в том и состоит: как богатый и разнообразный творческий потенциал личности поставить на службу обществу, выразитель устремлений кото­ рого — государство, оберегая свою целостность, стремится жестко под­ чинить все части (личности), ибо их стремление к полной свободе са­ мовыражения грозит неконтролируемостью развития, губительной для этого типа социальных систем. У общества и государства в данном слу­ чае есть всего один выход: построить такие социальные отношения, когда бы личность добровольно делала выбор в пользу общественных интере­ сов и целей развития системы, то есть не государство действовало бы принуждением по отношению к ней, а она сама подчиняла свои интере­ сы общественным. Подобное становится возможным, когда общество сумело выработать и принять Идею социального развития, настолько емкую и привлекательную, что личность готова поступиться ради нее собственными, нередко эгоистическими интересами и устремлениями. Но ведь личностей огромное количество, и это значит, что Идея должна быть демократичной по своей сути, то есть защищать равенство прав и возможностей всех членов общества, иначе она не будет приемлемой для всех. А из принципа равноправия, естественно, проистекает нрав­ ственная природа Идеи, понимаемая как готовность каждого жертво­ вать частным интересом во имя общего. На это люди пойдут, лишь ре­ ально ощущая, что руководящая Идея не просто нацелена на их благо, 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz