Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
и уверенность на будущее — вот некоторые сильные черты западной личности, вполне устраивающие и данную социальную модель, кото рую, условно говоря, и можно назвать обществом сильных индивиду альностей. Вместе с тем, рационализм, культивируя волю и прагмати ческий изощренный ум, отказывает личности в свободе выражения чувств, в многообразии восприятия мира и, прежде всего, богатства че ловеческих отношений, а нередко ведет к узости коридора социального развития личности; общепринятый стандарт, диктуемый рекламой, мо дой, становится нормой для всех и каждого. На Западе отчетливо поня ли, что прямое насилие и принуждение личности самый кброткий путь к тупику в социальных отношениях. Куда сильнее и эффективнее пу шек и полицейских дубинок информационное воздействие на сознание людей, создающее привлекательную видимость свободы выбора каждо го, в то время как сам человек в массе уже не осознает, что его сознани ем умело манипулируют. Напротив, в евразийской модели, где преобла дают именно личностные, чувственные во многом отношения, для ко торых шаблон и повтор просто губительны , люди более духовно раскованны, может, оттого порядка и организованности им нередко не хватает. Развитая духовность предопределяет творческий характер этих людей, весьма плодовитый на идеи и открытия. Проблема русского пути в том и состоит: как богатый и разнообразный творческий потенциал личности поставить на службу обществу, выразитель устремлений кото рого — государство, оберегая свою целостность, стремится жестко под чинить все части (личности), ибо их стремление к полной свободе са мовыражения грозит неконтролируемостью развития, губительной для этого типа социальных систем. У общества и государства в данном слу чае есть всего один выход: построить такие социальные отношения, когда бы личность добровольно делала выбор в пользу общественных интере сов и целей развития системы, то есть не государство действовало бы принуждением по отношению к ней, а она сама подчиняла свои интере сы общественным. Подобное становится возможным, когда общество сумело выработать и принять Идею социального развития, настолько емкую и привлекательную, что личность готова поступиться ради нее собственными, нередко эгоистическими интересами и устремлениями. Но ведь личностей огромное количество, и это значит, что Идея должна быть демократичной по своей сути, то есть защищать равенство прав и возможностей всех членов общества, иначе она не будет приемлемой для всех. А из принципа равноправия, естественно, проистекает нрав ственная природа Идеи, понимаемая как готовность каждого жертво вать частным интересом во имя общего. На это люди пойдут, лишь ре ально ощущая, что руководящая Идея не просто нацелена на их благо, 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz