Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.
прошлого, но наше общественное сознание устроено так, что иначе как методом сплош ного отрицания мы мыслить не привыкли. В итоге сегодня многие любят порассуждать, что хватит идей, общественный идеал может быть только один — нормальная цивилизо ванная жизнь. А разобраться глубже, это очень удобная позиция для тех, кто печется лишь о собственном интересе. Ибо любая объединяющая людей идея — это всегда огра ничение эгоистических устремлений, неизбежно диктующая определенные нормы и пра вила поведения людей, препятствующие анархическому беспределу. За этими установле ниями просматриваются истоки морали и нравственности (жертвенности во имя дру гих), которые определяют характер общественного развития не понуждением и насилием, а путем побуждения. Нравственное начало в человеке рождается с того момента, когда он добровольно и сознательно делает шаг навстречу другому, отказываясь от каких-то собственных благ и преимуществ, поскольку это привносит в его жизнь гораздо больше смысла, чем ограничение, зацикленность на своем индивидуальном интересе, каким бы он не был привлекательным. Такое мироощущение иначе не возникнет кроме как в об щении с людьми, разделяющими твои взгляды и подходы к жизни, то есть существующи ми в едином идейном пространстве с тобою. Нет этого единства — нет гражданского общества как первопричины, стимулирующей социальное развитие данной системы, как заказчика и контролера государства, создаваемого по естественной логике для исполне ния воли народа, живущего в данной стране. А значит, дозволено все: растаскивать по углам общественное достояние — государственную собственность, подрывать сами осно вы государства ради удовлетворения эгоистических запросов. Неудивительно, что такое государство экономически хиреет. Хиреет, несмотря даже на огромные, дарованные ему самой природой естественные ресурсы, как это наблюдается в нашем случае. Обобщенно говоря, деидеологизация общественного развития оборачивается круше нием морально-этических норм общественных отношений, что, в конечном счете, ведет к загниванию государства как развивающейся системы, выражающемуся в экономиче ской стагнации и депрессии. Связь этих трех составляющих самая, как видим, прямая. У нас же, по старой марксистской привычке, причину всех бед и побед видят в экономике, уповая на то, что ее подъем автоматически отрегулирует все идейные и моральные сторо ны общественных отношений. Но в России, с ее традиционно повышенной социализи- рованностью общественных отношений, именуемой непонятным для других термином — соборность, этот номер не проходит. В итоге наметившийся нынче экономический подъем, не подкрепленный определенной целью развития государства и вытекающими из нее нормами человеческих отношений, оборачивается все большим социальным расслоени ем общества на богатых и бедных, процветанием взяточничества, коррупции, протекци онизма и других социальных язв, разъедающих общественный организм. Мы, похоже, и сами не заметили, как социальный вакуум, возникший с крушением старой системы и ее идеологии, быстро и очень своеобразно заполнился: сегодня обще принятой нормой поведения стало отсутствие морали. «Почему воры-генералы не в тюрь ме?» — с первой своей страницы взывает «Комсомольская правда» к обществу, опубли ковав в нескольких номерах газеты список фамилий 120 российских генералов (из 1380! в Российской армии), нанесших по самому приблизительному, заниженному подсчету ущерб казне в размере 43 миллиардов рублей. За редким исключением все эти люди ос вобождены от уголовной ответственности вопреки не только нормальной, но и юриди ческой логике. А ведь это только военачальники. Что получится, если собрать воедино уголовный беспредел гражданских генералов... И ни одного случая публичного раская ния или покаяния.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz