Бороздин, В. М. Русское чудо : раздумья о прошлом и будущем / Владимир Бороздин. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2003. – 150, [2] с.

прошлого, но наше общественное сознание устроено так, что иначе как методом сплош­ ного отрицания мы мыслить не привыкли. В итоге сегодня многие любят порассуждать, что хватит идей, общественный идеал может быть только один — нормальная цивилизо­ ванная жизнь. А разобраться глубже, это очень удобная позиция для тех, кто печется лишь о собственном интересе. Ибо любая объединяющая людей идея — это всегда огра­ ничение эгоистических устремлений, неизбежно диктующая определенные нормы и пра­ вила поведения людей, препятствующие анархическому беспределу. За этими установле­ ниями просматриваются истоки морали и нравственности (жертвенности во имя дру­ гих), которые определяют характер общественного развития не понуждением и насилием, а путем побуждения. Нравственное начало в человеке рождается с того момента, когда он добровольно и сознательно делает шаг навстречу другому, отказываясь от каких-то собственных благ и преимуществ, поскольку это привносит в его жизнь гораздо больше смысла, чем ограничение, зацикленность на своем индивидуальном интересе, каким бы он не был привлекательным. Такое мироощущение иначе не возникнет кроме как в об­ щении с людьми, разделяющими твои взгляды и подходы к жизни, то есть существующи­ ми в едином идейном пространстве с тобою. Нет этого единства — нет гражданского общества как первопричины, стимулирующей социальное развитие данной системы, как заказчика и контролера государства, создаваемого по естественной логике для исполне­ ния воли народа, живущего в данной стране. А значит, дозволено все: растаскивать по углам общественное достояние — государственную собственность, подрывать сами осно­ вы государства ради удовлетворения эгоистических запросов. Неудивительно, что такое государство экономически хиреет. Хиреет, несмотря даже на огромные, дарованные ему самой природой естественные ресурсы, как это наблюдается в нашем случае. Обобщенно говоря, деидеологизация общественного развития оборачивается круше­ нием морально-этических норм общественных отношений, что, в конечном счете, ведет к загниванию государства как развивающейся системы, выражающемуся в экономиче­ ской стагнации и депрессии. Связь этих трех составляющих самая, как видим, прямая. У нас же, по старой марксистской привычке, причину всех бед и побед видят в экономике, уповая на то, что ее подъем автоматически отрегулирует все идейные и моральные сторо­ ны общественных отношений. Но в России, с ее традиционно повышенной социализи- рованностью общественных отношений, именуемой непонятным для других термином — соборность, этот номер не проходит. В итоге наметившийся нынче экономический подъем, не подкрепленный определенной целью развития государства и вытекающими из нее нормами человеческих отношений, оборачивается все большим социальным расслоени­ ем общества на богатых и бедных, процветанием взяточничества, коррупции, протекци­ онизма и других социальных язв, разъедающих общественный организм. Мы, похоже, и сами не заметили, как социальный вакуум, возникший с крушением старой системы и ее идеологии, быстро и очень своеобразно заполнился: сегодня обще­ принятой нормой поведения стало отсутствие морали. «Почему воры-генералы не в тюрь­ ме?» — с первой своей страницы взывает «Комсомольская правда» к обществу, опубли­ ковав в нескольких номерах газеты список фамилий 120 российских генералов (из 1380! в Российской армии), нанесших по самому приблизительному, заниженному подсчету ущерб казне в размере 43 миллиардов рублей. За редким исключением все эти люди ос­ вобождены от уголовной ответственности вопреки не только нормальной, но и юриди­ ческой логике. А ведь это только военачальники. Что получится, если собрать воедино уголовный беспредел гражданских генералов... И ни одного случая публичного раская­ ния или покаяния.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz