Притяжение Арктики : журнал о северянах и для северян / [идея и координатор проекта В. М. Блинов]. – № 1. – Мурманск, 2011.

ПОСТУПОК ПРИТЯЖЕНИЕ Aft- АРКТИКИ подавляют пережитые солдатами страх и ужас, от которых сознание инстинктивно стремится избавить­ ся. Пленных срочников, набранных в армию из России и посланных в Чечню, боевики оставляли в жи­ вых, обменивали в условленных местах на плененных федералами своих либо на продукты. Убивали без пощады только контрактников. На этих встречах-торгах было при­ нято обмениваться и трупами, хотя в этом вопросе старались придер­ живаться неписаных правил. Ни та, ни другая сторона не считали бой законченным, если не вынесе­ ны трупы. Случалось, за мертвым отправлялись в обстреливаемую зону 2-3 человека, и кто-то из них пополнял список погибших. Алексей считает, что жизнь но­ вичкам спасали не отвага, даже не героизм, а опыт тех, кто прохо­ дил боевую учебу не только в Чеч­ не, но и в уже казавшемся давним прошлым Афганистане, это опыт организации несения службы, по­ зволявший сохранить людей не­ вредимыми. Боевая обстановка лучше всяких инструкторов, прав­ да, и ценой крови, жизни многих, сделала их роту боеспособным подразделением, но тут подоспело решение о досрочной демобилиза­ ции. И как ни уговаривали Алексея остаться прапорщиком на контрак­ те с весьма приличным набором житейских благ, он отказался. Хо ­ телось восстановить прерванную нить гражданской жизни, нелепо оборвавшуюся два года назад, что и привело его на войну. Житейские штормы Теперь впору рассказать, что же случилось на гражданке с Алексеем Рашевским. Жизнь поначалу шла как по маслу. До 7 класса учился в мурманской девятой школе, пока не узнал, что в 53-й есть специализи­ рованные морские классы. А какой мурманский подросток не мечтает о море! В один из таких классов Алексей и перевелся и успешно за­ кончил школу. Курсы обучения пре­ мудростям морских профессий, экскурсии к шефам, на суда Мур­ манского морского пароходства, и сами встречи с моряками свое дело сделали - вопроса о выборе профессии после школы не стояло, только в прославленную «макаров- ку». Даже отделение для себя четко определил: «Эксплуатация ядер- ных энергетических установок». Важно было и то, что выпускникам морских классов выдавались ре­ комендации на поступление в выс­ шее морское училище, дававшие право учиться бесплатно. В семье Алексея помимо его подрастали еще брат и сестренка, словом, до­ ходы не позволяли выбирать ме­ сто учебы на платной основе. Эта черствая реальность нынешнего времени и сыграла против него на следующем повороте судьбы. Со второго курса Рашевский был вынужден уйти из «макаров- ки». Случилась в общежитии пьяная драка, и, как Алексей утверждает, его банально подставили. Руковод­ ство училища в деталях разбирать­ ся не стало, поверили не курсан­ там, а общежитским сторожам мо­ лодежной нравственности. Так он оказался крайним в конфликте, но сор из избы выносить тоже не хоте­ ли: в качестве наказания курсанту предложили перейти на платное обучение, чего он себе позволить не мог. Бегать и скрываться Алек­ сей не умел и не хотел, оставался один выбор - весенний призыв в армию. Дальнейшее уже хорошо известно. В море его тянуло и после армии, способствовали тому полученные «корочки» судового моториста, но в престижное пароходство попасть было не так-то просто. Пришлось остановить свой выбор на рыба­ ках, суда которых мотало по всему миру. Поначалу везло: с весомыми уловами приходили хорошие за­ работки на норвежском траулере, осваивавшем русские квоты выло­ ва рыбы - чего только наша нынеш­ няя действительность не выкинет... Через два года денег хватило на приобретение собственной квар­ тиры в Мурманске. Но удача от­ вернулась. Надо же было угодить в экипаж траулера, который вАфрике оказался брошенным хозяевами на произвол судьбы. По счастью были у него с собой деньги, которых хва­ тило, чтобы вернуться на родину ни с чем. Воттут и решил Алексей: хва­ тит гоняться за призрачной удачей. Вспомнились шефы из Мурманско­ го пароходства, и он пошел в от­ дел кадров судоходной компании 15 с желанием устроиться на любую должность. Предложили дублером старшего моториста на атомном ледоколе «Таймыр», потом работал на «Вайгаче». Со скромной зарпла­ той, но с перспективой роста. И как теперь стало очевидно для него, работа в нормальном крепком эки­ паже поважнее для стабильности и благополучия в жизни, чем шаль­ ные заработки и красивые посулы. Его далеко не все устраивает в ор­ ганизации ремонта ледоколов - в Норвегии повидал больше порядка и согласованности, ему охота рабо­ тать в красивой удобной спецодеж­ де, пользуясь хорошим и надежным во всех отношениях инструментом. Но нигде он не встречал людей, на­ столько увлеченно и ответственно преданных своему делу, таких, как руководители технических служб на атомоходе «Вайгач: главный ме­ ханик Сергей Мустафин, стармех Александр Эман и непосредствен­ ный начальник Алексея четвертый механик Юрий Бадулин, с кото­ рыми работать, у которых учиться тонкостям эксплуатации атомных установок просто в радость. Сегодня Алексей Рашевский мечтает вернуться в «макаровку», которая в свое время обошлась с ним не дружелюбно. Но прошлое не повторяется. Ему расти и расти как специалисту атомного дела, но как человек, многое повидавший на своем жизненном пути, он состо­ ялся. А в морской академии пусть возьмут на заметку: через год по­ сле службы в армии Алексею по­ ступило из военкомата извещение, что за участие в боевых действиях в Чеченской республике он награж­ ден орденом Мужества. Владимир БЛИНОВ. Фото автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz