Притяжение Арктики : журнал о северянах и для северян / [идея и координатор проекта В. М. Блинов]. – № 1. – Мурманск, 2011.
ПОСТУПОК ПРИТЯЖЕНИЕ Aft- АРКТИКИ подавляют пережитые солдатами страх и ужас, от которых сознание инстинктивно стремится избавить ся. Пленных срочников, набранных в армию из России и посланных в Чечню, боевики оставляли в жи вых, обменивали в условленных местах на плененных федералами своих либо на продукты. Убивали без пощады только контрактников. На этих встречах-торгах было при нято обмениваться и трупами, хотя в этом вопросе старались придер живаться неписаных правил. Ни та, ни другая сторона не считали бой законченным, если не вынесе ны трупы. Случалось, за мертвым отправлялись в обстреливаемую зону 2-3 человека, и кто-то из них пополнял список погибших. Алексей считает, что жизнь но вичкам спасали не отвага, даже не героизм, а опыт тех, кто прохо дил боевую учебу не только в Чеч не, но и в уже казавшемся давним прошлым Афганистане, это опыт организации несения службы, по зволявший сохранить людей не вредимыми. Боевая обстановка лучше всяких инструкторов, прав да, и ценой крови, жизни многих, сделала их роту боеспособным подразделением, но тут подоспело решение о досрочной демобилиза ции. И как ни уговаривали Алексея остаться прапорщиком на контрак те с весьма приличным набором житейских благ, он отказался. Хо телось восстановить прерванную нить гражданской жизни, нелепо оборвавшуюся два года назад, что и привело его на войну. Житейские штормы Теперь впору рассказать, что же случилось на гражданке с Алексеем Рашевским. Жизнь поначалу шла как по маслу. До 7 класса учился в мурманской девятой школе, пока не узнал, что в 53-й есть специализи рованные морские классы. А какой мурманский подросток не мечтает о море! В один из таких классов Алексей и перевелся и успешно за кончил школу. Курсы обучения пре мудростям морских профессий, экскурсии к шефам, на суда Мур манского морского пароходства, и сами встречи с моряками свое дело сделали - вопроса о выборе профессии после школы не стояло, только в прославленную «макаров- ку». Даже отделение для себя четко определил: «Эксплуатация ядер- ных энергетических установок». Важно было и то, что выпускникам морских классов выдавались ре комендации на поступление в выс шее морское училище, дававшие право учиться бесплатно. В семье Алексея помимо его подрастали еще брат и сестренка, словом, до ходы не позволяли выбирать ме сто учебы на платной основе. Эта черствая реальность нынешнего времени и сыграла против него на следующем повороте судьбы. Со второго курса Рашевский был вынужден уйти из «макаров- ки». Случилась в общежитии пьяная драка, и, как Алексей утверждает, его банально подставили. Руковод ство училища в деталях разбирать ся не стало, поверили не курсан там, а общежитским сторожам мо лодежной нравственности. Так он оказался крайним в конфликте, но сор из избы выносить тоже не хоте ли: в качестве наказания курсанту предложили перейти на платное обучение, чего он себе позволить не мог. Бегать и скрываться Алек сей не умел и не хотел, оставался один выбор - весенний призыв в армию. Дальнейшее уже хорошо известно. В море его тянуло и после армии, способствовали тому полученные «корочки» судового моториста, но в престижное пароходство попасть было не так-то просто. Пришлось остановить свой выбор на рыба ках, суда которых мотало по всему миру. Поначалу везло: с весомыми уловами приходили хорошие за работки на норвежском траулере, осваивавшем русские квоты выло ва рыбы - чего только наша нынеш няя действительность не выкинет... Через два года денег хватило на приобретение собственной квар тиры в Мурманске. Но удача от вернулась. Надо же было угодить в экипаж траулера, который вАфрике оказался брошенным хозяевами на произвол судьбы. По счастью были у него с собой деньги, которых хва тило, чтобы вернуться на родину ни с чем. Воттут и решил Алексей: хва тит гоняться за призрачной удачей. Вспомнились шефы из Мурманско го пароходства, и он пошел в от дел кадров судоходной компании 15 с желанием устроиться на любую должность. Предложили дублером старшего моториста на атомном ледоколе «Таймыр», потом работал на «Вайгаче». Со скромной зарпла той, но с перспективой роста. И как теперь стало очевидно для него, работа в нормальном крепком эки паже поважнее для стабильности и благополучия в жизни, чем шаль ные заработки и красивые посулы. Его далеко не все устраивает в ор ганизации ремонта ледоколов - в Норвегии повидал больше порядка и согласованности, ему охота рабо тать в красивой удобной спецодеж де, пользуясь хорошим и надежным во всех отношениях инструментом. Но нигде он не встречал людей, на столько увлеченно и ответственно преданных своему делу, таких, как руководители технических служб на атомоходе «Вайгач: главный ме ханик Сергей Мустафин, стармех Александр Эман и непосредствен ный начальник Алексея четвертый механик Юрий Бадулин, с кото рыми работать, у которых учиться тонкостям эксплуатации атомных установок просто в радость. Сегодня Алексей Рашевский мечтает вернуться в «макаровку», которая в свое время обошлась с ним не дружелюбно. Но прошлое не повторяется. Ему расти и расти как специалисту атомного дела, но как человек, многое повидавший на своем жизненном пути, он состо ялся. А в морской академии пусть возьмут на заметку: через год по сле службы в армии Алексею по ступило из военкомата извещение, что за участие в боевых действиях в Чеченской республике он награж ден орденом Мужества. Владимир БЛИНОВ. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz