Притяжение Арктики : журнал о северянах и для северян / [идея и координатор проекта В. М. Блинов]. – № 1. – Мурманск, 2011.

ПРИТЯЖЕНИЕ АРКТИКИ ся, прогресс несет не только ком­ форт и обильные материальные блага людям, но и недооцененную прежде угрозу их существованию и благополучию. Проще всего оп­ понентам мирного атома, откро­ венно идущим по пути отрицания достижений цивилизации. Дискус­ сии с ними зашли в окончательный тупик: назад, «к топору», уже никто не зовет, человечество просто не в состоянии отказаться от завоеван­ ных благ, что равносильно призна­ нию бесперспективности самого прогресса, а туманные ссылки на маломощные ветряки или солнеч­ ные батареи как альтернативу Ато­ му всем набили оскомину. По-моему, выход в безопасное будущее есть. Если самой необу­ зданности природной стихии чело­ век пока не в силах противостоять, то с энергией, сотворенной им са­ мим, он справится, если объединит усилия с себе подобными. Баналь- Капитан лелокола «Войгоч» Алексанлр Скрябин (справа) и главный инженер- механик Сергей Мустафин но? Но порой люди к очевидным истинам продвигаются долго, со­ блазняясь неочевидными, но уж очень заманчивыми. Вот до воен­ ного вмешательства в суверенную жизнь африканских государств, а ранее - в Югославии или в Ираке мировое сообщество дозрело, а на муки японцев, отчаянно, геройски борющихся сейчас с угрозой гло­ бального радиоактивного зараже­ ния окружающей среды, это сооб­ щество смотрит довольно равно­ душно. Экстренные спасательные миссии разных стран после зем­ летрясения не в счет, их продолжи­ тельность ограничивалась ничтож­ ными сроками выживания человека под обломками, к радиационным последствиям аварии на АЭС «Фу- кусима» миссии не имели отноше­ ния. На этом фоне спасательная работа атомного ледокола «Вай- гач» в балтийских льдах выглядит совсем иначе. Атомоход отработал на Балтике ровно столько, сколько требовала острота назревавшего транспортного коллапса. За пол­ тора месяца на Балтике, по офици­ альным данным, «Вайгач» провел 258 судов. Плюс десятки «попутчи­ ков». В последнем случае речь идет о судах, которые воспользовались ледовыми каналами, проделанны­ ми атомоходом, или следовали по­ зади каравана. Да еще суда, кото­ рые воспользовались рекоменда­ циями судоводителей атомохода по выбору пути во льдах. Их тоже можно записать в актив работы на­ шего атомного богатыря. Прежде всего атомоход продемонстри­ ровал нечто более важное: форс- мажор, порожденный стихией на Балтике, без применения сконцен­ трированной на ледоколе мощи атомной энергии просто неудалось бы преодолеть. Вывод получается очевидный: энергия Атома может не только усугублять природные катаклизмы, что случилось в Япо­ нии, при ином сценарии действий она способствует преодолению их разрушительных последствий, как происходило на Балтике, причем в те же дни. Все зависит от позиции самих людей по отношению к этой самой энергии. Владимир БЛИНОВ. Фото Льва ФЕДОСЕЕВА, из фондов Росатомфлота и из сети Internet

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz