Притяжение Арктики : журнал о северянах и для северян / [идея и координатор проекта В. М. Блинов]. – № 1. – Мурманск, 2011.

ВРЕМЯ ПАРАДОКСОВ на помощь по своему прямому на­ значению - прокладывать дорогу во льдах другим судам. Мощности обычных дизель-электрических ле­ доколов, используемых здесь, ста­ ло не хватать, и на трассах Балтики возникли «пробки» судов похлеще автомобильных в наших столич­ ных мегаполисах. Как заметил ге­ неральный директор предприятия Росатомфлот Вячеслав Рукша, лет двадцать назад грузооборот Пе­ тербурга, Высоцка и Выборга сум­ марно не превышал 10 миллионов тонн в год. В этом году грузопоток балтийских портов составил 160 миллионов тонн. Только Приморск дал 80 миллионов, Высоцк - еще 20, Петербург - под 60 миллионов А вария на японской АЭС «Фукусима», случившаяся почти в канун печальной годовщи­ ны 25-летия Чернобыльской тра­ гедии, нанесла ощутимый удар по репутации мирного атома. Слабым утешением служит то обстоятель­ ство, что виновник случившегося - природная стихия, а не человек, как это было четверть века назад. Тем не менее сейчас, когда голос про­ тивников мирного использования атомной энергетики окреп, мож­ но возразить им. В тени японских событий остались другие - бал­ тийские, которые начались рань­ ше и тоже привлекли внимание общественности по причине ис­ пользования мирного атома. Речь о российском атомном ледоколе «Вайгач», который в конце февраля отправился из Мурманска на Бал­ тику для борьбы с другим явлени­ ем природной стихии - оледене­ нием моря, хотя и не угрожавшим МИРНЫЙ АТОМ: угроза иди спасение? такими разрушительными последствиями, какие на­ несли землетрясения и цунами в Японии, но гро­ зившим подорвать эконо­ мику стран региона. На Балтике од­ новременно застревало во льдах до 130 - 150 судов с грузами, которых ждали десятки предприятий в раз­ ных странах мира. Именно острота ситуации продиктовала неорди­ нарное решение, ведь до этой вес­ ны для каждого атомного ледокола Балтика была лишь районом перво­ го, и, как казалось, единственного перехода на Север после заверше­ ния строительства в Петербурге. Теперь же «Вайгач» спешил сюда тонн. Часто только в порту Большой Петербург на вход и выход скапли­ вается по 30-35 судов. Плюс другие порты. Это настоящий конвейер. И большая ледокольная работа. Оледенения акватории Бал­ тийского моря случались и более суровые, чем нынче, впрочем, как и землетрясения с цунами разру­ шительной силы, намного превос­ ходившей мартовские в Японии. Но те события не имели атомного акцента, а если шире посмотреть, такого явного столкновения про­ рывных достижений цивилизации с природной стихией. И теперь для многих как откровение:оказывает-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz