Притяжение Арктики : журнал о северянах и для северян / [идея и координатор проекта В. М. Блинов]. – № 1. – Мурманск, 2011.
ВРЕМЯ ПАРАДОКСОВ на помощь по своему прямому на значению - прокладывать дорогу во льдах другим судам. Мощности обычных дизель-электрических ле доколов, используемых здесь, ста ло не хватать, и на трассах Балтики возникли «пробки» судов похлеще автомобильных в наших столич ных мегаполисах. Как заметил ге неральный директор предприятия Росатомфлот Вячеслав Рукша, лет двадцать назад грузооборот Пе тербурга, Высоцка и Выборга сум марно не превышал 10 миллионов тонн в год. В этом году грузопоток балтийских портов составил 160 миллионов тонн. Только Приморск дал 80 миллионов, Высоцк - еще 20, Петербург - под 60 миллионов А вария на японской АЭС «Фукусима», случившаяся почти в канун печальной годовщи ны 25-летия Чернобыльской тра гедии, нанесла ощутимый удар по репутации мирного атома. Слабым утешением служит то обстоятель ство, что виновник случившегося - природная стихия, а не человек, как это было четверть века назад. Тем не менее сейчас, когда голос про тивников мирного использования атомной энергетики окреп, мож но возразить им. В тени японских событий остались другие - бал тийские, которые начались рань ше и тоже привлекли внимание общественности по причине ис пользования мирного атома. Речь о российском атомном ледоколе «Вайгач», который в конце февраля отправился из Мурманска на Бал тику для борьбы с другим явлени ем природной стихии - оледене нием моря, хотя и не угрожавшим МИРНЫЙ АТОМ: угроза иди спасение? такими разрушительными последствиями, какие на несли землетрясения и цунами в Японии, но гро зившим подорвать эконо мику стран региона. На Балтике од новременно застревало во льдах до 130 - 150 судов с грузами, которых ждали десятки предприятий в раз ных странах мира. Именно острота ситуации продиктовала неорди нарное решение, ведь до этой вес ны для каждого атомного ледокола Балтика была лишь районом перво го, и, как казалось, единственного перехода на Север после заверше ния строительства в Петербурге. Теперь же «Вайгач» спешил сюда тонн. Часто только в порту Большой Петербург на вход и выход скапли вается по 30-35 судов. Плюс другие порты. Это настоящий конвейер. И большая ледокольная работа. Оледенения акватории Бал тийского моря случались и более суровые, чем нынче, впрочем, как и землетрясения с цунами разру шительной силы, намного превос ходившей мартовские в Японии. Но те события не имели атомного акцента, а если шире посмотреть, такого явного столкновения про рывных достижений цивилизации с природной стихией. И теперь для многих как откровение:оказывает-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz