Притяжение Арктики : журнал о северянах и для северян / [идея и координатор проекта В. М. Блинов]. – № 1. – Мурманск, 2011.

НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ Что нам готовит холодильник планеты Н аша беседа началась ок­ тябрьским утром 2010 года в аэропорту Мурманска в ожидании вылета на Санкт- Петербург и продолжилась в с а ­ лоне самолета на пути в север­ ную столицу. Как ни покажется странным, а такой дорожный разговор с начальником Вы со ­ коширотной Арктической экспе­ диции Института Арктики и Ан­ тарктики Владимиром Тимофе­ евичем СОКОЛОВЫМ где-то в стиле моего собеседника, кото­ рый в Мурманске был предель­ но загружен экспедиционными делами перед выходом атом ­ ного ледокола «Россия» в рейс по высадке на льдину дрейфую ­ щей научно-исследовательской станции «Северный полюс-38», и по возвращении в порт сво ­ бодного времени у него просто не было... Что говорить: саму СП -38 организовали в рекордно короткие сроки - за два с поло­ виной месяца, в то время как обычно на это уходит не менее года. Человек на льдине - Каковы ваши прогнозы по срокам работы СП-38? - Очень теплый океан, вода сильно разогрета. Это говорит о том, что будущий год, как и нынеш­ ний, в части проведения летней ар ­ ктической навигации будет легким. А вот зима ожидается холодной (он во многом оказался прав - Прим. авт.). Все это скажется на состоя­ нии льдины полярников, дрейф которой заметно ускорился в сравнении со временами развития ледяного покрова в 20 веке. Тогда хорошим дрейфом для льдины счи­ талось два, максимум пять киломе­ тров в сутки. Теперь движение льда иное: всего за неделю дрейф со ­ ставил сто километров, в сутки он 18 доходит до тридцати километров. При таких темпах льдина сможет прожить не более полутора лет, а ведь раньше дрейфующие станции в этом районе работали по два года и более. - Дрейфующие станции в Арк­ тике, о которых у нас так много го­ ворят, это что - советское, россий ­ ское ноу-хау в мировой науке? - Не совсем так. Станции ак­ тивно использовались для науч­ ных исследований Канадой, США в 50-х - начале 60-х годов прошлого века. Они использовали ледовые острова - специфическое явление, имеющее многотысячелетнюю историю. Эти острова образуются на шельфе, прилегающем к канад­ скому острову Элсмир. В отличие от ледников, которые сползают с островов или побережья и в про­ цессе этого движения трескаются, рушатся, ледовые острова очень монолитны, разломов на них прак­ тически нет. Вот американцы и на­ чали их использовать в военных целях для развертывания дрей­ фующих аэродромов, но потом им стало это не нужно. Попадали эти льдины и в наш сектор, мы стали на них размещать свои станции. Канадцы периодически развер­ тывают маленькие станции, одно время у них очень активно шла данная программа, но сейчас уже не так. Слишком дорогое по запад­ ным стандартам это удовольствие: страховки за пребывание на льду одного человека в США доходят до трех миллионов долларов. Для сравнения: у нас каждый полярник застрахован на полмиллиона ру­ блей. - И что нашими людьми ж дви ­ жет? - Наши дрейфующие станции, высокоширотные авиаэкспедиции «Север» внесли основной вклад в исследования арктического бас­ сейна в XX веке. Благодаря им были открыты подводные хребты, течения и многое другое. Во всем мире признано, что если ты ведешь исследования в каком-то регионе, значит, ты в нем присутствуешь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz