Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Ill глава вопроса о бесперебойном снабжении забортной водой. При этом учитыва­ лась возможность засорения льдом приемных отверстий ледовых ящиков». Как видим, учитывалось, да не учлось. Что, кстати, осознавал и сам главный конструктор, выдвигавший одно за другим предложения по выходу из сложной ситуации, будучи на борту «Ленина»: уменьшить размер отверстий решетки ледовых ящиков, увеличить общую площадь водозаборных решеток, приварить к корпусу стальные листы, отводя­ щие ледяное крошево от ящиков... Но судовые специалисты отметали их одно за другим, находя неопровержимые аргументы против. По воз­ вращений атомохода в Мурманск с помощью мобилизованных предста­ вителей местных военных заводов недели две увеличивали на корпусе ледокола число приемных отверстий в ледовых ящиках: к бортовым ре­ шеткам добавились днищевые - для увеличения притока воды, необхо­ димой при охлаждении конденсаторов; невдомек было в поднявшейся суете, что и льда тоже засасывается больше. И не только льда. На аркти­ ческом мелководье через днищевые отверстия всасывались песок и ил, постепенно забивая всю систему охлаждения... В самой атомно-механической службе ледокола поиск выхода из край­ не непростой ситуации развернулся буквально сразу после первых неудач на ледовых испытаниях. Предложения были самые разные, вплоть до экзотических. Как вспоминает В.В. Каратеев, старший инженер КИПиА А. Шабудин предложил смонтировать для забора воды шахту по центру ледокола, которая бы опускалась на пять метров ниже днища, ясно, что такая идея не прошла по нескольким причинам. Сами же судовые техни­ ческие руководители отклоняли рождавшиеся предложения то сразу, то после оживленных споров. По версии Каратеева, второй механик Н. Шил- ков первым предложил внешне простое и очевидное решение - повторно использовать в ледовых ящиках воду, прошедшую через конденсаторы и нагревшуюся при их охлаждении на 15 градусов (на техническом языке это именуется процессом рециркуляции воды). Ее тепло способно обе­ спечить полное или частичное таяние ледового крошева, поступающего с новой забортной водой. По мнению электромеханика Игоря Домахи- на, первым такое предложение внес третий вахтенный механик Е. Про- стосердов. Впрочем, авторство идеи в данном случае не так уж и важно, поскольку теперь ясно, что у моряков атомохода был предшественник. Да еще какой - адмирал Степан Осипович Макаров! Об этом написал в своей монографии кандидат физико-математических наук лауреат Го­ сударственной премии СССР Анатолий Александрович Адрианов, 45 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz