Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
Ill глава - Резко упал вакуум турбин, - докладывает старший вахтенный. Между тем вакуум постепенно восстанавливается, хотя и медленно, проходит минут тридцать, пока удается на прежней мощности 80 процен тов получить приемлемый вакуум... Вновь скрежет льда но обшивке и ситуация развивается по прежней схе ме: через пять минут мы снова стоим, едва успев приостановить падение вакуума у красной черты путем быстрого снижения мощности реакторов. ...Получалось, что атомоход практически не может ходить в тяжелых льдах, для которых он, собственно, и строился. Как богатырь с больными легкими, он задыхался на ходу во льдах и не мог реализовать свою бога тырскую силу... - Причина плохого охлаждения ясна, - сказал Александр Калинович. - Трубопроводы и ледовые ящики забиваются мелкими кусками льда, ле дяной крошкой, затягиваемой насосами вместе с водой в ледовые ящики». Ледовые ящики - это водозаборные отсеки, откуда забирают воду на сосы охлаждения турбин и других механизмов. Ящики расположены по бортам машинного отделения, прием воды осуществляется через множе ство небольших отверстий, образующих решетку ящика, через которую не могут проникнуть большие куски льда. В описанной ситуации худшее успели предупредить, а ведь события могли бы развиваться намного драматичнее. Если бы сработала аварий ная защита реакторов, то автоматически отключились бы вспомогатель ные и главные турбогенераторы. Такая остановка на трассах грозит более серьезными, далеко идущими последствиями: следующие за атомоходом суда не всегда могут погасить инерцию и либо навалились бы на ледокол, либо - на впереди идущее судно, тоже резко затормозившее. Четкое осознание причин неполадок - еще не гарантия нахождения быстрого решения, как их устранить. Ведь технические проблемы в но вом деле сами по себе имеют качественно иной характер по сравнению с прежними подходами и потому нелегко поддаются устранению. Нечто по добное выявилось и в ситуации с ледовыми ящиками. Как только остро та ситуации предельно обнажилась, на Диксон прилетели представители проектантов, но ничего кардинального предложить не могли. Оказывает ся, и они предвидели возникновение этих сложностей. Главный конструктор атомохода Василий Иванович Неганов писал: «Большие относительные расходы охлаждающей воды (до 400 литров против 50 литров на лошадиную силу в час в дизельных установках ледо колов) и высокая мощность установки потребовали специального изучения 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz