Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

Что же произошло с атомным ледоколом, когда он во время испытаний в Арктике вошел в сплошные многолетние льды? Первые симптомы тех­ нического недуга, который принесет немало мытарств ледоколу «Ленин» и его экипажу и не будет совсем преодолен даже на атомоходах большей мощности (именно по причине возрастания этой мощности, требовавшей больше забортной воды для охлаждения пара), зафиксированы предельно выразительно Владимиром Каратеевым в его повести о главном инженере- механике Александре Калиновиче Следзюке: «Вот капитан с мостика предупредил ПЭЖ о подходе к тяжелым льдам, заказал мощность 80 процентов. Через пару минут даем заказанную мощ­ ность - атомные реакторы чрезвычайно маневренны и позволяют наби­ рать или снижать мощность в считанные секунды. Видим, как набирают обороты гребные винты, сильнее слышен скрежет льда по борту, находяще­ муся вблизи ПЭЖа (поста энергетики и живучести - прим. автора). Ледо­ кол заметно сбавил ход, но движется. Вдруг замечаем снижение вакуума в конденсаторах главных и вспомогательных турбин - это тревожный при­ знак, ухудшается охлаждение конденсаторов. Добавляем обороты охлаж­ дающим турбонасосам. Увы - это не помогает. Вот стрелки вакуумметров близятся к красной черте - это уже опасно! - в пределе может разорвать конденсатор турбины... снижаем мощность реакторов. В ПЭЖе появляет­ ся озабоченный Александр Калинович (Следзюк - прим. автора). - Почему стали? - спрашивает он старшего вахтенного инженера- механика, бросив взгляд на пульты и убедившись, что сигналов срабаты­ вания АЗ (аварийной защиты - прим. автора) нет. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz