Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава Действительно, сказались на быстрой и успешной ликвидации проис­ шествия учебные тревоги по живучести судна, которые регулярно прово­ дил капитан Соколов. «Любил он всяческие учения, - вспоминает бывший киповец из экипажа «Ленина» Валерий Царев. - В два часа ночи подымет нас и все по-честному: тряпку вонючую зажгут - тушим. Пластыри на борта ставили как положено...» По указанию капитана Соколова в носовом дифференте был сделан на­ стоящий тренажер: подвели пожарную воду, изготовили стенд с трещина­ ми, пробоинами. Тренируемым надо было спуститься в трюм и устранять течь по всем правилам. А с другой стороны тренажера старпом увеличи­ вал давление водной струи, чтобы все было как во время аварии. При тренировке же аварийного покидания судна капитан приказы­ вал спустить в шлюпках людей и уходил миль за шесть от них. Гребли назад, что оставалось делать... Об этих учениях Соколова не только на атомоходах, по всем судам пароходства молва шла. И вот теперь все это очень пригодилось. «12 августа случилось ЧП, - возвращает разговор к событиям последнего рейса атомохода «Ленин» Андрей Алексеевич Смирнов, - а 22-го мы смогли завести первый аппарат. На одном и продолжали работу. Подошли к Диксону, там огромный караван, 56 судов нас поджидает. Мы - упираться (там было пять ледоколов) - не слушают. Заставили нас штук десять речников принять - куда деваться, работы много. Но тут придавило льдом хорошо, пришлось заво­ дить суда в бухту Михайлова. Пока неделю ждали смены ледовой обстановки, запустили второй аппарат. И еще три месяца - сентябрь, октябрь, ноябрь про­ работали. Вернулись в Мурманск как раз к 30-летнему юбилею ледокола...» «Ресурс атомных установок атомного ледокола «Ленин» достиг 19,5 лет при работе на мощности 108 тыс. ч, - отмечал в статье «Плавучим станциям - международный статус» Н.С. Хлопкин. - Надо еще иметь в виду, что ледокол «Ленин» был выведен из эксплуатации не по состоянию атомной установки, а вследствие износа общекорабельных систем, проработавших более 30 лет». Если брать по годам, то ледокол на пять лет превысил отпущенный ему проектом срок эксплуатации. За это время было проведено во льдах Арк­ тики 3741 транспортное и ледокольное судно, пройдено 654 400 морских миль (в том числе 563600 - во льдах) - в наглядном «переводе» это рас­ стояние составляет 30 кругосветок по экватору. Отнюдь не аварийная ситуация в последнем рейсе послужила осно­ ванием для принятия решения о переводе ледокола в отстой. Кстати, 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz