Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
|| глава (на морском диалекте старший механик - прим. автора) в это время про верял работы в другом отсеке - дел хватало. Очень быстро нос ледокола стал погружаться. А когда вода поднялась до паелов, полетели искры... Главный инженер - механик Александр Ельчанинов - распорядился перекрыть клапана главного пара, а затем заглушить один аппарат ядерной установки. Позже пришлось заглу шить и другой. До сих пор ощущаю атмосферу в трюме: темно, холодно, мокро, про тивно... И ясно, что просто так пластырь не завести на отверстие, через которое вода врывается внутрь, вокруг ледокола десятибалльный лед. Но сказались тренировки экипажа по живучести корабля. У Боб Мака- рыча (капитана Соколова - прим. автора) в прошлых рейсах дело было поставлено так, что мы пластыри научились заводить. Неподалеку от нас стояла «Сибирь». Я Красовского (капитана атомо хода «Сибирь» - прим. автора) попросил взять нас на буксир, перевести поближе к мелководью, на всякий случай... Пока он подходил, начали одевать водолаза. Снаружи к месту, где вливалась в корпус вода, не по добраться. Спросил водолаза: «Внутрь, с фонарем, пойдешь?». Тут надо оговориться, повезло нам. Штатной водолазной станции для подачи воз духа на «Ленине» не было, а водолазы брали с собой «Разлуку». Работает она и от штатного электропитания, или можно вручную крутить. Прежде сходили с водолазом в кормовую машину, где размещалось аналогичное оборудование, показали - куда надо залезть, и клапан, который надо было отыскать и закрутить... А «Сибирь» рядом с нами пришвартовалась. Вода у нас поднялась до эжекторной площадки. Только тогда смог водолаз подойти к клапану и пе рекрыть... Вода еще прибывала, но не так интенсивно. Осушительные на сосы запустили, круглые сутки откачивали воду, но пришла уверенность - справимся. Да что там - об этих ребятах отдельную книгу надо писать... Появился доступ к оборудованию. Ладно, те же насосы металлические и остальную механику затопило - не страшно. А вот КИПовская и элек троаппаратура пострадали - мыли приборы дистиллатом, спиртом. Стали смотреть дальше - кабеля старые, изоляция поискрошилась... Начали нам везти со всех судов поблизости, что у кого было. С «Сибири» передали необходимые детали, помогали чем могли. Позже с попутным судном из Мурманска новый кабель доставили. И снова пошли на трассу. Под конец рейса у нас 18 цементных ящиков стояло в отсеках, да еще полторы тыся чи тонн неоткачиваемого балласта». 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz