Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава ции, когда ледокол работал в Арктике восемь-девять месяцев. Навигация 1977-1978 гг. длилась тринадцать месяцев». Но усилия людей, направленные на то, чтобы сохранить ледокол и продлить ему жизнь на ледовых трассах, теперь уже не вызывали было­ го пристального внимания. Впрочем, не совсем точно сказано, внимание к ледоколу сохранялось, но специфическое, с идеологическим налетом: требовалось поддерживать миф о первом атомном как о достижении со­ ветской науки и техники, над которым время не властно. С ледоколом происходило то же, что и с образом человека, чье имя он носил. А о не­ прикрашенных, реальных трудностях, с которыми сталкивался экипаж, в прессе почти не писали. Вот почему некоторые, довольно драматические события поздних рейсов атомохода на пороге его тридцатилетия и сегод­ ня почти никому не известны. В первую очередь сказанное относится к последнему рейсу атомохода. Обидно, что по этой причине не получили оценки и сами усилия людей, справившихся с критической аварийной си­ туацией, каких не случалось за всю полувековую историю атомного ледо­ кольного флота. Впрочем, слово очевидцам. Не мог знать Андрей Алексеевич Смирнов, что его первый рейс в роли капитана атомохода «Ленин», состоявшийся в 1989 году, станет послед­ ним для знаменитого судна. Это уже потом жизнь распорядилась так, что было принято решение остановить эксплуатацию первого атомного на тридцатом году работы в Арктике. Но твердо знает опытный арктический капитан: если бы дрогнул экипаж, не проявил предельной собранности, когда в считанные часы решалась судьба ледокола, стал бы этот рейс для «Ленина» последним совсем по другим причинам. «Технических проблем на ледоколе хватало, потому в рейс вышла бри­ гада (4 человека) с нашего ремонтного предприятия «Атомфлот», - рас­ сказывает Смирнов. - Руководил ею старший механик Саша Шеронкин, неугомонный человек. При каждой остановке ледокола старался какой- нибудь ремонт провести. На этот раз планировалось осмотреть насос, расположенный у днища, с помощью которого вода из ледовых ящиков подавалась на охлаждение конденсаторов. Там были два затвора, которые требовалось сначала закрыть, и потом потихонечку отдавать шпилечки. Для надежности открыли дренаж, посмотрели —вроде ничего, не шумит, не льется. На манометре давление ноль. Начали гайки отдавать, а съемная часть не отдается. Пришлось подвесить талевку, дернуть с хорошим уси­ лием, килограммов 250. И с глубины десять метров рванула вода. Как по­ том выяснилось, один затвор был заклинен, второй просто открыт. «Дед» 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz