Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
11 глава ет носом на лед и не может проломить его своей огромной массой и не мо- жет сойти обратно, сразу же смерзающийся, переметаемый снегом канал, по которому даже такое прекрасное судно, как дизель-электроход «Наварин», идти не в состоянии, создали исключительно трудные условия эксплуата ции всей энергетической установки. Объективный и очень выразительный показатель для работы ледоколов - количество реверсов двигателей. Так вот за месяц работы на зимнем дальнем Таймыре сделано 11739 реверсов. Для сравнения: за пять предыдущих месяцев вместе взятых было сделано 4069 реверсов. Ледокол, оборудование выдержали и этот труднейший декабрь ский экзамен, а люди-атомоходцы еще раз показали такую работу, какая может только радовать и внушать глубокое уважение. Спасибо им. Не зря в стенгазете «Атомоход» появилась статья ветерана-атомоходца старшего мастера атомной паропроизводительной установки Алексея Алексеевича Котова, которая так любовно и озаглавлена «Наш ледокол - золото». Начиная с середины семидесятых годов на трассы Арктики пошли но вые, гораздо более мощные и современные атомные ледоколы, чем «Ле нин», которым по силам решать более сложные и тяжелые задачи во льдах. А первый атомный постепенно и тихо отходил в тень, когда ставились но вые, небывалые экспериментальные задачи. Между тем обслуживать ле докол становилось все сложнее, нагрузка на его экипаж возрастала из-за неизбежных по возрасту отказов оборудования. Но не в традициях экипа жа, привыкшего к роли флагмана арктического флота, сдаваться перед об стоятельствами. Интересно отметить, что, уступая дорогу более мощным и современным собратьям при решении необычных по сложности задач, первый атомный пользовался прежней любовью и уважением у жителей арктического побережья, помогая им пережить студеные арктические зимы. Вот характерный пример, приведенный в книге по истории Мур манского морского пароходства «Порт приписки - Мурманск»: «В конце навигации, пройдя за пять суток более 800 миль во льдах, атомоход «Ленин», доставил зимовщикам десяти полярных станций свежие овощи. Выгрузку экипаж производил с помощью вертолета. (У теплохода-снабженца на эту же работу, да еще с привлечением ледоко ла, ушло бы не менее месяца)». 3 декабря 1984 года, в 25-ю годовщину атомохода, его капитан Борис Макарович Соколов писал в газете Мурманского пароходства «Арктиче ская звезда»: «В нынешней навигации атомоход работает уже шестой месяц, прой дя при этом свыше 28 тысяч миль, проведено 209 судов. Были навига 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz