Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава Путь до места встречи был нелегким. В проливе Карские ворота, напри­ мер, атомоход вошел в такое снежно-ледяное месиво, что продвижение его вперед почти прекратилось. Лед от ударов атомохода не кололся, а пру­ жинил, как резина... С помощью наводки с вертолета, маневрируя между ледяными горами и грядами, мы вырвались, наконец, из «плена». ...Но чем ближе к цели, тем тяжелее лед. Движение снова застопорилось, работаем ударами, ледокол то и дело заклинивает, бывает, что стоим на месте по полтора часа». Последние 14 миль к месту выгрузки ледокол пробивался трое суток и 18 часов. Но еще на подходе к месту выгрузки доставленного газовикам Харасавэя снабжения и оборудования представители администрации Севморпути и Миннефтегазстроя, капитаны и вертолетчики приняли со­ вместное решение начать переброску груза вертолетом. Это было смелое и необычное решение, но подспорьем, придававшим уверенности всем участникам операции, был опыт прошлого, наработанный еще во времена высадки с атомохода «Ленин» полярников СП-10 в 1961 году. Всего же для газовиков Харасавэя было доставлено и выгружено через ледовый припай 3600 тонн грузов. Закладывались принципы новой для условий Арктики технологии доставки грузов на необорудованный берег, позже отмеченные Государственной премией СССР. Так прорыв на одном направлении - ран­ ней ледовой проводки - побуждал внедрять новации на другом - доставке и выгрузке в условиях отсутствия портов и портовой техники. Из таких рейсов-прорывов, а впрочем, не только из них, но и из буд­ ничных арктических плаваний складывались итоговые данные продления сроков ледовой работы. За период с 1960 по 1976 годы навигация в запад­ ном районе Северного морского пути была продлена с 3 месяцев 10 дней до 11 месяцев. Это бесстрастные цифры, а по-моему, лучше, чем сами мо­ ряки, никто не сумел оценить усилия, которых им стоила каждодневная битва со льдами. Мне попала в руки давняя, конца 1980 года, радиограмма первого помощ­ ника капитана Ю.И. Казачкова, поступившая в Мурманск с борта атомохо­ да «Ленин». Рассказ в ней о рейсе, который в историю атомного ледоколь­ ного флота особенными делами не вписался. Зато предельные испытания Арктикой людей заслуживают внимания. А в общем судите сами: «Ледоколу «Ленин» - флагману и ветерану атомного ледокольного фло­ та в канун нового, 1981 года выпали нагрузки почти что небывалые: места­ ми лед был настолько тяжел, что казалось, будь тут просто песчаный берег, прошли бы гораздо легче. Постоянные заклинивания, когда ледокол вполза- 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz