Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
11 глава Как это происходило, зафиксировано в отчете о проделанной работе: «За первые сутки были срезаны 32 стопорные планки, отданы гайки одной лопасти, поврежденная лопасть снята с посадочного места и под нята на палубу. В течение вторых суток отданы крепления второй лопасти, обломанная лопасть снята и поднята на палубу. Кроме того, установлена на место одна новая лопасть, закреплена гайками и подготовлена к постановке на место вторая новая лопасть. К концу третьих суток основные работы по замене лопастей были за вершены, оставалось приварить под водой стопорные планки гаек крепле ния лопастей и еще раз проверить винторулевую группу». А через три года ситуация повторилась, но теперь на замену двух лопа стей было затрачено 76 часов 20 минут - на полсуток меньше, чем в 1972 году. Начиная с шестидесятых годов, случалось немало ситуаций, когда при поломках ледокола экипаж со спокойной совестью мог бы просить у руководства об остановке работы на трассах и возвращении в порт для ремонта. Их бы поняли и пошли навстречу, но в таком случае приняло ли бы само время уже воплощенную идею атомного ледокола... Не знаю, задавались этим риторическим вопросом моряки или нет... А в 1972 году министр морского флота СССР Т.Б. Гуженко прислал на «Ленин» радио грамму с благодарностью за решение нештатной ситуации, благодаря чему проводка судов не была приостановлена. Почти каждый рейс атомохода, которому присваивали определение «экспериментальный», по сути решал двуединую задачу: шла повседнев ная работа по проводке на трассе судов с грузами, а параллельно обеспечи вался задел на будущее - доказывались возможности раньше начинать или позже заканчивать саму навигацию. Не исключением стал и рейс, полу чивший название «первый Ямальский экспериментальный», когда нави гацию предстояло открыть в конце марта, а так рано в Арктику еще никто не выходил. Атомоходу предстояло взять под проводку дизель-электроход, носивший имя первого капитана «Ленина» Павла Пономарева. Снова обратимся к газете «Арктическая звезда», куда по радио переда вал сообщения о ходе рейса первый помощник капитана В.А. Гудков: «До того как встретиться с дизель-электроходом, мы произвели так называемую разведку корпусом. Что это такое? Поясню коротко. Полу ченные данные о состоянии льда порой требуют уточнения. И ледокол пробует на «зуб» ледяной покров, определяя его толщину и степень про ходимости. 8 о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz