Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава ший атомоходу. В тяжелых припайных льдах ударами он шел увереннее «Ленина». Впрочем, уже и так стало очевидно, что наибольшая мощность атомохода не панацея от всех проблем. Оптимальные обводы корпуса, новейшие креновые системы, пневмообмыв корпуса, установленные на «Ермаке», давали определенные преимущества в ледопроходимости, пре­ пятствовали облипанию бортов льдом, а у атомохода она снизилась и по другой причине - возникшей после интенсивной работы во льду шерохо­ ватости корпуса (тогда еще не применялся препятствующий износу кор­ пуса специальный состав «инерта»). Вообще обводы ледокола оставляли желать лучшего, ему не хватало полноты. «До сих пор физики-химики спорят, что это за явление - облипание, - рассказывал А.А. Смирнов. - Происходит какой-то переходный процесс: при определенном сжатии и определенной температуре лед примерзает к корпусу. Сначала по бортам нарастает снежная «борода», шириной метра два. Потом к ней прилипают нешуточные ледовые поля - метров на 50 по обе стороны от ледокола, тут уж никакой мощи не хватит, чтобы преодо­ леть их. Однажды больше суток дергались, чтобы только выйти». Был даже случай, когда «Ленин», поломавший лопасть, был взят на буксир другим ледоколом. Правда, тогда возобладал разумный расчет. Атомоход мог самостоятельно выбраться изо льда, но разбили быдейдвуды... Кстати, полом­ ки семитонных лопастей винтов в 70-е годы преследовали атомоход нередко. Эта напасть случается до сих пор и на более мощных атомоходах. В какой- то степени бороться с ней научились, а тогда, чтобы не прерывать работу на трассе, наладили технологию замены лопастей непосредственно в море, мак­ симально сокращая затраты времени на данную операцию. В 1972 году ледо­ кол потерял сразу две лопасти. Но и в этой критической ситуации моряки не допустили снятия судна с трассы. В газете «Арктическая звезда» описан ход событий на основе сообщений, поступавших с ледокола по радио: «Недавно при проводке судов в Карском море, где ледовый покров до­ стигал двух - двух с половиной метров толщины, ледокол поломал две ло­ пасти левого винта... Встал вопрос, как быть? Если уходить на ремонтную базу, то на это потребуется две недели дорогого времени в разгар аркти­ ческой навигации. Практика прошлых лет показала, что замену лопастей винта можно производить и не уходя на судоремонтную базу. Именно так было в 1970 году, когда потребовалось заменить две лопасти гребного вин­ та ледокола «Киев». Тогда водолазы выполнили эту работу за пять суток. По предложению капитана атомохода Бориса Макаровича Соколова в одной из удобных бухт произведена замена лопастей винта». 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz