Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
11 глава капитаном атомохода «Ленин» по настоянию Бориса Макаровича Соко лова, убедившего приглянувшегося ему молодого специалиста получить судоводительское образование. Ныне Смирнов работает заместителем ге нерального директора ФГУП «Атомфлот» по эксплуатации. Вспоминает Андрей Алексеевич: «Под Новый год возвращались из Дудинки вместе с ледоколами «Капитан Мелехов», «Мурманск», «Киев», ведя не только суда, загрузившиеся в порту, но и не сумевшие туда пробиться. От Диксона до пролива Югорский шар шли больше недели (сегодня этот путь, как правило, занимает около двух суток - прим. автора). Штаб всей проводки, естественно, был на «Ленине» - сюда стекалась информация с судов, вывешивалась ежедневно табличка, на каком из них и сколько осталось топлива. Оно было на исходе... Не повезло. Енисейский лед был очень тяжелый, вдоль Ямала дули вос точные ветра... Пока от Диксона дошли до острова Белый, фактически по одному суда таскали. Да еще перемычка у Харасавэя оказалась почти непри ступной. По данным ледовой разведки льдом был забит и пролив Карские ворота. Было принято решение идти к Юшару. По пути произошло настоль ко сильное сжатие лесовозов, что пробивавшие им дорогу ледокол «Киев», а затем и «Ленин» поломали лопасти винта. У нас к тому же потекли втулки дейдвудов. На одном валу образовалась просадка в два сантиметра - вода в трюме хлестать начала... В общем кое-как добрались, втянулись в припай Юшара и наконец вышли на чистую воду в Баренцевом море. На рейд Мурманска «Ленин» подошел 31 декабря, в 20 часов. Рейдовый катер шустро добежал, привез наших жен. И тут так заштормило, что одного «рыбака» (рыболовецкое судно - прим. автора) на берег выбросило. Двое суток ветер не утихал, держались на двух якорях. Жены бедные переволно вались: думали - сразу домой, там дети остались, а получилось... Прошел год, и теперь уже не торопились к празднику, до конца января работали». Роль флагмана арктического ледокольного флота, которая естественным образом закрепилась за атомоходом «Ленин», еще не означала, что у этого ледокола было меньше проблем в работе, чем у других. И в первой полови не 70-х годов одинокому пока еще на трассах атомоходу приходилось до казывать преимущества ядерной энергетической установки по сравнению с дизель-электрической. Причем не всегда первенство оставалось за ним. В 1974 году на трассы вышел новый дизель-электрический ледокол «Ер мак» с силовой установкой 36 тысяч лошадиных сил, ненамного уступав 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz