Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава капитаном атомохода «Ленин» по настоянию Бориса Макаровича Соко­ лова, убедившего приглянувшегося ему молодого специалиста получить судоводительское образование. Ныне Смирнов работает заместителем ге­ нерального директора ФГУП «Атомфлот» по эксплуатации. Вспоминает Андрей Алексеевич: «Под Новый год возвращались из Дудинки вместе с ледоколами «Капитан Мелехов», «Мурманск», «Киев», ведя не только суда, загрузившиеся в порту, но и не сумевшие туда пробиться. От Диксона до пролива Югорский шар шли больше недели (сегодня этот путь, как правило, занимает около двух суток - прим. автора). Штаб всей проводки, естественно, был на «Ленине» - сюда стекалась информация с судов, вывешивалась ежедневно табличка, на каком из них и сколько осталось топлива. Оно было на исходе... Не повезло. Енисейский лед был очень тяжелый, вдоль Ямала дули вос­ точные ветра... Пока от Диксона дошли до острова Белый, фактически по одному суда таскали. Да еще перемычка у Харасавэя оказалась почти непри­ ступной. По данным ледовой разведки льдом был забит и пролив Карские ворота. Было принято решение идти к Юшару. По пути произошло настоль­ ко сильное сжатие лесовозов, что пробивавшие им дорогу ледокол «Киев», а затем и «Ленин» поломали лопасти винта. У нас к тому же потекли втулки дейдвудов. На одном валу образовалась просадка в два сантиметра - вода в трюме хлестать начала... В общем кое-как добрались, втянулись в припай Юшара и наконец вышли на чистую воду в Баренцевом море. На рейд Мурманска «Ленин» подошел 31 декабря, в 20 часов. Рейдовый катер шустро добежал, привез наших жен. И тут так заштормило, что одного «рыбака» (рыболовецкое судно - прим. автора) на берег выбросило. Двое суток ветер не утихал, держались на двух якорях. Жены бедные переволно­ вались: думали - сразу домой, там дети остались, а получилось... Прошел год, и теперь уже не торопились к празднику, до конца января работали». Роль флагмана арктического ледокольного флота, которая естественным образом закрепилась за атомоходом «Ленин», еще не означала, что у этого ледокола было меньше проблем в работе, чем у других. И в первой полови­ не 70-х годов одинокому пока еще на трассах атомоходу приходилось до­ казывать преимущества ядерной энергетической установки по сравнению с дизель-электрической. Причем не всегда первенство оставалось за ним. В 1974 году на трассы вышел новый дизель-электрический ледокол «Ер­ мак» с силовой установкой 36 тысяч лошадиных сил, ненамного уступав­ 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz