Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава предоставила возможность ознакомиться и использовать в книге заметки знаменитого капитана XX века, который шестью годами позже первым в истории привел на Северный полюс судно - атомоход «Арктика». Сначала фрагменты, связанные непосредственно с самим транзитным переходом двух ледоколов. Привожу их с небольшими сокращениями, ка­ сающимися сведений технического и чисто личного плана: «5 июня. 07.35. Ввиду тяжелой обстановки севернее мыса Арктический повернули обратно в пролив (между островом Шмидта и островом Ком­ сомолец - прим. автора). 19.35. Пересекли меридиан мыса Арктический. (Пометка красным ка­ рандашом: «впервые в истории мореплавания в столь ранний срок!»). Ровно 30 лет работы на флоте. 6 июня. Непрерывно пытались форсировать массив к востоку от Север­ ной Земли, однако успеха не было: сжатие, мощные поля... 14 июня. Продвигались совместно с ледоколом «Владивосток» ударами на параллельных курсах. В связи с неблагоприятными условиями на Востоке принято решение - возвращение «Ленина» (в свой, западный район Арктики - прим. автора) не форсировать. 20 июня. Форсируем перемычки 9-бального старого льда ударами на параллельных курсах. 22 июня. 04.50. Вошли в кромку припая у мыса Шелагский. 15.00. Прибыли в Певек». Через два дня местная районная газета «Заполярная звезда» об этих по­ следних часах и метрах напишет: «Они идут, как говорят моряки, на корпус- полтора. Судно с разгона входит в ледовое поле на расстояние, равное длине судна, затем уходит назад. Очередной разгон. Вновь ледоколы отнимают у океана несколько десятков метров чистой воды. Тяжелая трасса!» В дневник Кучиева вклеены десятки телеграмм-поздравлений морякам атомохода из разных уголков страны. А 25 июня снова начинаются буд­ ничные записи в блокноте. Но в чем-то они даже интереснее тех, что по­ священы экспериментальному рейсу. В этих заметках капитан невольно передал ритм напряженной жизни, которой жил крайний Север на Вос­ токе в те годы. Сейчас даже и не представить, что тогда во льдах Арктики непрерывно шли десятки судов, требовавших опеки и поддержки ледоко­ ла. Работы так много, что капитанские записи учащаются до часов в те­ чение суток. Непонятно, когда сам он отдыхает в насыщенные ледовыми баталиями дни июня-июля 1971 года. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz