Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

1 глава в пути. У экипажа атомохода в прошлом уже был наработан опыт сотруд­ ничества с арктическими учеными, но никогда еще их интересы и задачи не сходились так плотно с запросами самих моряков. По большому счету, такое тесное сотрудничество было продиктовано самим временем. К тому же пришло время строить атомоходы второго поколения, и опыт «Ленина» необходимо было тщательно изучить и обобщить. 14 ноября 1970 года атомоход «Ленин» и дизель-электроход «Гижига» встретились в районе Карских ворот. Комплексная ледовая операция на­ чалась по установленному графику, и в дальнейшем удалось его выдержать. Переход в шестьсот миль по Карскому морю и Енисейскому заливу обеспечи­ вал атомоход. Эстафету у него приняли мелкосидящие дизель-электрические ледоколы, которые провели «Гижигу» в порт Дудинка и вывели ее оттуда после погрузочно-разгрузочных операций в порту на доступные для атомо­ хода глубины в Енисейском заливе. Первого декабря операция завершилась с выходом дизель-электрохода на чистую воду в Баренцевом море. Анализ показал, что средняя скорость сухогруза составила восемь узлов. Результат отличный, свидетельствовавший, что в высоком ходовом режиме можно нормально работать и в столь позднее, зимнее время. В 70-е годы проблема повышения скорости проводки транспортных судов ледоколами становилась все актуальнее. Иного пути в деле ин­ тенсификации транспортных перевозок на трассах Северного морского пути не было. И проблема эта имела разные проявления. Вслед за вы­ ходом на трассы новых мощных атомных и дизель-электрических ле­ доколов требовалось заменять сильно изношенный арктический транс­ портный флот. Большую часть его составляли устаревшие физически и морально суда класса Л-1, в то время как при росте скоростей проводки требовались транспорты более высокой и надежной ледовой ходкости класса УЛ. На смену стали приходить крупные по тому времени балке­ ры серии У и Д, дизель-электроходы серии ГЭС и другие. Но проблема повышения скорости движения во льдах с пополнением флота до конца еще не решалась. Интересно размышляет на эту тему в книге «Капитан первого атомного» Борис Макарович Соколов: «...Объем грузоперевозок возрастает. Пароходства вынужденно по­ сылают в Арктику старые суда. А потом нас обвиняют, что мы водим ка­ раваны на больших скоростях, а отсюда, мол, и различные повреждения. Что же, мы должны одно судно три месяца вести? Некоторые капитаны не знают, как вести себя в караване, теряются и от каждой маленькой льдины шарахаются в сторону, тут уж недолго и до беды... 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz