Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

|| глава После технической модернизации атомный ледокол «Ленин», распола­ гавший теперь новой двухреакторной ядерной энергетической установкой ОК-900, вновь вышел на арктические трассы в 1970 году. И точно так же, как десять лет назад, сразу перед его экипажем были поставлены задачи, каких до этого не приходилось решать ни одному ледоколу. Министер­ ство морского флота поручило Мурманскому пароходству организовать первый экспериментальный рейс до Дудинки в ноябре. Это был шаг к кар­ динальному продлению сроков навигации в Западном районе Арктики, с дальним прицелом - сделать работу на этом участке трассы круглогодич­ ной, как того требовали интересы генерального на данном направлении поставщика грузов - Норильского никелевого комбината. Сверхпоздняя проводка судов на Дудинку в этом рейсе должна была подтвердить воз­ можность значительного удлинения периода навигаций - на 45-50 суток. Поскольку ставка на этот рейс была чрезвычайно высока, к делу вплотную подключилась наука. Арктический и Антарктический научно- исследовательский институт направил на место событий большую груп­ пу метеорологов, океанологов, кораблестроителей, прибористов и других специалистов с широким перечнем исследовательских задач. Только на «Ленине» базировалось шестеро ученых, остальные работали на других ледоколах, транспортных судах и на острове Диксон. Изучались едва ли не все аспекты, влияющие на судоходство в столь поздний период: при­ родные условия конца осени - начала зимы, включая, например, вопрос быстрого нарастания ледяного покрова в юго-западной части Карского моря, в Енисейском заливе и низовьях реки Енисей в условиях низких температур и полярной ночи. При поддержке моряков проводились на­ турные эксперименты и специальные наблюдения, прежде всего связан­ ные с изучением льда. Перечень этих работ чрезвычайно разнообразен: прочность, соленость, текстурное строение льда, процессы его сжатия, торошения и многое, многое другое. На основе полученных данных отрабатывалась система научно­ оперативного обслуживания сверхпоздних ледокольных проводок (ги­ дрометеорологическая и ледовая информация, прогнозы, ледовая авиараз­ ведка и т.д.). Ученым было важно получить натурные данные о скоростях движения ледоколов и возможности проводки ими судов в порт Дудин­ ка и обратно в разных вариантах, например, при одиночном плавании с транспортным судном или сопровождении группы судов. Фиксировался характер движения ледокола с проводимым им судном: непрерывное или ударами, застревание в канале, продолжительность и причины задержек 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz