Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
|| глава После технической модернизации атомный ледокол «Ленин», распола гавший теперь новой двухреакторной ядерной энергетической установкой ОК-900, вновь вышел на арктические трассы в 1970 году. И точно так же, как десять лет назад, сразу перед его экипажем были поставлены задачи, каких до этого не приходилось решать ни одному ледоколу. Министер ство морского флота поручило Мурманскому пароходству организовать первый экспериментальный рейс до Дудинки в ноябре. Это был шаг к кар динальному продлению сроков навигации в Западном районе Арктики, с дальним прицелом - сделать работу на этом участке трассы круглогодич ной, как того требовали интересы генерального на данном направлении поставщика грузов - Норильского никелевого комбината. Сверхпоздняя проводка судов на Дудинку в этом рейсе должна была подтвердить воз можность значительного удлинения периода навигаций - на 45-50 суток. Поскольку ставка на этот рейс была чрезвычайно высока, к делу вплотную подключилась наука. Арктический и Антарктический научно- исследовательский институт направил на место событий большую груп пу метеорологов, океанологов, кораблестроителей, прибористов и других специалистов с широким перечнем исследовательских задач. Только на «Ленине» базировалось шестеро ученых, остальные работали на других ледоколах, транспортных судах и на острове Диксон. Изучались едва ли не все аспекты, влияющие на судоходство в столь поздний период: при родные условия конца осени - начала зимы, включая, например, вопрос быстрого нарастания ледяного покрова в юго-западной части Карского моря, в Енисейском заливе и низовьях реки Енисей в условиях низких температур и полярной ночи. При поддержке моряков проводились на турные эксперименты и специальные наблюдения, прежде всего связан ные с изучением льда. Перечень этих работ чрезвычайно разнообразен: прочность, соленость, текстурное строение льда, процессы его сжатия, торошения и многое, многое другое. На основе полученных данных отрабатывалась система научно оперативного обслуживания сверхпоздних ледокольных проводок (ги дрометеорологическая и ледовая информация, прогнозы, ледовая авиараз ведка и т.д.). Ученым было важно получить натурные данные о скоростях движения ледоколов и возможности проводки ими судов в порт Дудин ка и обратно в разных вариантах, например, при одиночном плавании с транспортным судном или сопровождении группы судов. Фиксировался характер движения ледокола с проводимым им судном: непрерывное или ударами, застревание в канале, продолжительность и причины задержек 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz