Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава Все это дало возможность увеличить прямой завоз в Арктику против 1958 года на 24 % и обеспечить рост тонно-мильной работы в Арктике на 32,1 %». Более точный расчет экономической эффективности атомных ледо­ колов уже второго поколения, типа «Арктика», был сделан десятиле­ тиями позже. Он показал, что для рентабельности эксплуатации каж­ дого из них необходим как минимум миллион тонн грузов, доставка которых на транспортных судах сквозь льды обеспечивается атомо­ ходом. В годы пика грузооборота на трассе Северного морского пути, например в 1987-м, этот показатель достигал почти семи миллионов тонн, а атомоходов было всего четыре. В итоге Мурманское морское пароходство получало от эксплуатации ледокольного флота, и прежде всего атомного, до половины доходов. А в годы российских реформ грузооборот на Севморпути обвалился примерно до полутора миллио­ нов тонн. Самих же атомных ледоколов к середине 90-х годов было те­ перь восемь. Естественно, они стали убыточными, и, чтобы преодолеть дефицит финансовых средств флота, потребовались государственные дотации на его содержание. Либо выбирался иной путь - резкого по­ вышения тарифов за работу ледоколов для пользователей Северного морского пути. Жизнь показала, что оба эти пути малопродуктивны и оборачиваются какими-либо потерями, не обязательно финансовыми. А самое главное - активность атомфлота на ледовых трассах в резуль­ тате подобного решения проблем отнюдь не возрастает. Единственный рациональный выход - введение государственного управления атом­ ным ледокольным флотом, что и было предпринято в 2008 году, ког­ да атомоходы передали предприятию, входящему в систему государ­ ственной корпорации по атомной энергии «Росатом». На данный момент Атомфлот по-прежнему убыточен и дотационен. Но если его переход в госуправление будет подкреплен продуманной дол­ госрочной государственной политикой развития Российского Севера, в мо­ рях Арктики появится грузооборот, с лихвой перекрывающий нынешние убытки. «Атомфлот - это лакмусова бумажка российской государственно­ сти. Будет укрепляться государство - будет и перспектива у ледоколов», - заметил однажды Вячеслав Владимирович Рукша, в то время технический директор по эксплуатации атомного флота Мурманского морского паро­ ходства, а ныне генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Атомфлот» госкорпорации «Росатом». Очевид­ но, что первым выстраивал эту логику всем опытом своей эксплуатации атомный ледокол «Ленин». 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz