Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
11 глава Все это дало возможность увеличить прямой завоз в Арктику против 1958 года на 24 % и обеспечить рост тонно-мильной работы в Арктике на 32,1 %». Более точный расчет экономической эффективности атомных ледо колов уже второго поколения, типа «Арктика», был сделан десятиле тиями позже. Он показал, что для рентабельности эксплуатации каж дого из них необходим как минимум миллион тонн грузов, доставка которых на транспортных судах сквозь льды обеспечивается атомо ходом. В годы пика грузооборота на трассе Северного морского пути, например в 1987-м, этот показатель достигал почти семи миллионов тонн, а атомоходов было всего четыре. В итоге Мурманское морское пароходство получало от эксплуатации ледокольного флота, и прежде всего атомного, до половины доходов. А в годы российских реформ грузооборот на Севморпути обвалился примерно до полутора миллио нов тонн. Самих же атомных ледоколов к середине 90-х годов было те перь восемь. Естественно, они стали убыточными, и, чтобы преодолеть дефицит финансовых средств флота, потребовались государственные дотации на его содержание. Либо выбирался иной путь - резкого по вышения тарифов за работу ледоколов для пользователей Северного морского пути. Жизнь показала, что оба эти пути малопродуктивны и оборачиваются какими-либо потерями, не обязательно финансовыми. А самое главное - активность атомфлота на ледовых трассах в резуль тате подобного решения проблем отнюдь не возрастает. Единственный рациональный выход - введение государственного управления атом ным ледокольным флотом, что и было предпринято в 2008 году, ког да атомоходы передали предприятию, входящему в систему государ ственной корпорации по атомной энергии «Росатом». На данный момент Атомфлот по-прежнему убыточен и дотационен. Но если его переход в госуправление будет подкреплен продуманной дол госрочной государственной политикой развития Российского Севера, в мо рях Арктики появится грузооборот, с лихвой перекрывающий нынешние убытки. «Атомфлот - это лакмусова бумажка российской государственно сти. Будет укрепляться государство - будет и перспектива у ледоколов», - заметил однажды Вячеслав Владимирович Рукша, в то время технический директор по эксплуатации атомного флота Мурманского морского паро ходства, а ныне генеральный директор Федерального государственного унитарного предприятия «Атомфлот» госкорпорации «Росатом». Очевид но, что первым выстраивал эту логику всем опытом своей эксплуатации атомный ледокол «Ленин». 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz