Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
11 глава за 20-летний период, главный инженер по атомным установкам Мурман ского пароходства лауреат Государственной премии СССР кандидат тех нических наук Леонид Григорьевич Данилов заметил о «Ленине» в своей статье следующее: «Опыт эксплуатации АППУ первого поколения пока зал, что недостаточный ресурс основного оборудования (парогенераторы, задвижки первого контура, сильфонная арматура и т.д.) и высокая стои мость демонтажно-монтажных работ с радиоактивным оборудованием явились основным препятствием, не позволившем в полной мере показать преимущества атомной энергетики». Точных экономических расчетов эксплуатационной эффективности атомохода, похоже, тогда вообще никто не делал. Есть лишь отдельные прикидки. В упомянутой статье Л.Г. Данилова проведено сравнение бюджетов времени на бункеровку (в случае атомфлота - перезарядку) топливом дизель-электрических и атомных ледоколов: «Средняя про должительность перезарядки реакторов первого поколения - около 95 суток, второго - 63 суток. Отдельные перезарядки выполнялись за 40-42 суток. Если учесть, что количество перезарядок относится к экс плуатационному времени (годам) как 1:2, то среднегодовые затраты на перезарядку составляют 20-30 сут. Это уже близко к затратам времени на бункеровку дизель-электрических ледоколов». Далее приведены све дения по этим ледоколам: «Красин» - 35,6 суток в год, «Мурманск» - 26,2, «Капитан Сорокин» - 29,0 суток. Но в экономической стороне вопроса не конкретные подсчеты по суд ну были определяющими при оценке эффективности ледокола «Ленин». В СССР за первым атомоходом видели другие расчеты - макроэкономи ческие, для всей советской Арктики. В Государственном архиве Мурман ской области хранится любопытная в этом плане записка в обком КПСС, датированная июнем 1963 года: «В связи с вводом в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин» достиг нут следующий экономический эффект, который объясняется исключи тельно участием в навигации мощных ледокольных средств. Из сравнения арктической навигации 1958 года с 1962 годом, когда в навигации принимал участие ледокол «Ленин», видно, что эксплуатаци онный период работы на Игарку был продлен в 1962 году на 57 суток, в плавании в море Лаптевых на 63 дня, причем проход пролива Вилькицко- го в 1962 году был осуществлен 26 июля, вместо 23 августа 1958 года. Благодаря удлинению навигационного периода в арктическом плава нии в 1962 году участвовало на 61 судно больше, чем в 1958 году. 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz