Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава для морского флота силовая установка была освоена за существенно мень­ ший период времени, чем это имело место при внедрении дизельных дви­ гателей на судах. Но заметно обострялись чисто технические проблемы ее эксплуатации. В этом не было вины моряков, напротив, именно в шести­ десятые годы на судне развернулся широкий поиск путей усовершенство­ вания систем и механизмов атомохода, прежде всего атомной энергетиче­ ской установки. Но всякому доделыванию, улучшению тоже есть предел, когда становится очевидно, что не совершенствовать, а менять опробывае- мую в экспериментальной эксплуатации технику надо. Именно к такому пониманию пришли в середине 60-х годов, и прежде всего в отношении трехреакторной энергетической установки. Наступало время подведения итогов ее эксплуатации с выводами на будущее. О том, чтобы вообще прекратить использование атомохода в Арктике, речь заходила разве что в частных дискуссиях, его плюсы, выявленные в ходе первых шести навигаций, перевешивали минусы недоработок, естественных и, по-видимому, даже неизбежных в проекте, реализуемом впервые в ми­ ровой практике. Здесь самое уместное - привести мнение профессионала. Подводя итоги первых навигаций, Юрий Сергеевич Кучиев, уже нередко подменявший Бориса Макаровича Соколова на ходовом мостике атомохо­ да «Ленин», заметил: «...самые сложные маневры во льдах: развороты при минимальном диаметре циркуляции, околки судов, взятие транспортов на буксир; швартовку как на чистой воде, так и во льду корабль выполняет легко, без напряжения. Управлять таким ледоколом просто приятно». А вот какую любопытную подробность подметил даже чехословацкий журналист С. Бартль, которому довелось побыть в рейсе на борту атомохода, после чего появилась книжка «Атом в Арктике». Он пишет: «Ленин» имеет еще одно преимущество: его осадка, а тем самым и ледокольные свойства, в течение плавания практически не меняются. Между тем остальные ледоколы, как только высвободится часть нефтеналивных цистерн, подвсплывают, и им становится труднее преодолевать ледяные поля». Впрочем, оценки эксплуатационных достоинств могут быть разными. Чтобы разобраться в этом хотя бы отчасти, сделаем небольшой экскурс в экономику атомного ледокольного флота. Американский грузопас­ сажирский атомоход «Саванна», введенный в строй в 1962 году, более- менее успешно отработал десять лет, и затем было принято решение о его выводе из эксплуатации по причине экономической нерентабельности. В случае атомохода «Ленин» критерии эффективности были иными. Впоследствии, подводя итоги эксплуатации первых атомных ледоколов 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz