Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
11 глава для морского флота силовая установка была освоена за существенно мень ший период времени, чем это имело место при внедрении дизельных дви гателей на судах. Но заметно обострялись чисто технические проблемы ее эксплуатации. В этом не было вины моряков, напротив, именно в шести десятые годы на судне развернулся широкий поиск путей усовершенство вания систем и механизмов атомохода, прежде всего атомной энергетиче ской установки. Но всякому доделыванию, улучшению тоже есть предел, когда становится очевидно, что не совершенствовать, а менять опробывае- мую в экспериментальной эксплуатации технику надо. Именно к такому пониманию пришли в середине 60-х годов, и прежде всего в отношении трехреакторной энергетической установки. Наступало время подведения итогов ее эксплуатации с выводами на будущее. О том, чтобы вообще прекратить использование атомохода в Арктике, речь заходила разве что в частных дискуссиях, его плюсы, выявленные в ходе первых шести навигаций, перевешивали минусы недоработок, естественных и, по-видимому, даже неизбежных в проекте, реализуемом впервые в ми ровой практике. Здесь самое уместное - привести мнение профессионала. Подводя итоги первых навигаций, Юрий Сергеевич Кучиев, уже нередко подменявший Бориса Макаровича Соколова на ходовом мостике атомохо да «Ленин», заметил: «...самые сложные маневры во льдах: развороты при минимальном диаметре циркуляции, околки судов, взятие транспортов на буксир; швартовку как на чистой воде, так и во льду корабль выполняет легко, без напряжения. Управлять таким ледоколом просто приятно». А вот какую любопытную подробность подметил даже чехословацкий журналист С. Бартль, которому довелось побыть в рейсе на борту атомохода, после чего появилась книжка «Атом в Арктике». Он пишет: «Ленин» имеет еще одно преимущество: его осадка, а тем самым и ледокольные свойства, в течение плавания практически не меняются. Между тем остальные ледоколы, как только высвободится часть нефтеналивных цистерн, подвсплывают, и им становится труднее преодолевать ледяные поля». Впрочем, оценки эксплуатационных достоинств могут быть разными. Чтобы разобраться в этом хотя бы отчасти, сделаем небольшой экскурс в экономику атомного ледокольного флота. Американский грузопас сажирский атомоход «Саванна», введенный в строй в 1962 году, более- менее успешно отработал десять лет, и затем было принято решение о его выводе из эксплуатации по причине экономической нерентабельности. В случае атомохода «Ленин» критерии эффективности были иными. Впоследствии, подводя итоги эксплуатации первых атомных ледоколов 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz