Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава мурманскую газету «Комсомолец Заполярья», рассказывающая об этих встречах: «12 октября. Когда буксировали проливом Санникова ледокол «Адмирал Макаров», группа атомоходцев побывала в кочегарках одного из последних угольщиков в Арктике, где кочегары сжигают ежедневно 100 тонн угля. В свою очередь несколько групп макаровцев, прежде чем пойти на объединенный вечер отдыха, прослушали объяснения экскурсо­ водов - инженера-оператора Пилявец, инженера службы радиационной безопасности Трошкина, техника той же службы Зелеранского. Подробное знакомство с атомоходом экипажей буксируемых судов, вы­ езды с лекциями на берег стали традицией: на Диксоне, ЗФИ , в других местах проведено 54 лекции, беседы. Причем только на Диксоне на семи лекциях побывало 400 человек». Далее в радиограмме сообщается: «Вчера атомоход обеспечил продук­ тами из своих запасов полярную станцию «Земля Бунге», куда летом не могли подойти суда со снабжением». Вот так моряки несли северянам и духовную, и телесную пищу. Об этом назначении первого атомного, воз­ можно, не подозревали даже его конструкторы. ...Перед входом в кают-компанию атомохода «Ленин» висит фотосни­ мок, который показывают всем посетителям. На фоне сопок Кольского залива идут навстречу друг другу первый атомный и самый первый арк­ тический ледокол. Видна монтажная склейка на снимке, но эта встреча действительно состоялась в момент прибытия атомохода в Мурманск из Ленинграда, на «Ермаке» тогда находились встречающие - руководители пароходства и органов власти. Была еще одна встреча первого атомного и первого линейного ледокола - в проливе Вилькицкого. О ней писал нахо­ дившийся на борту «Ленина» корреспондент газеты «Труд»: «Тебе дорога, я свое отслужил - такой мотив звучал в гудках старика «Ермака», когда «Ленин» проходил мимо «ушедшего на пенсию» прославленного ледо­ кола. Трогательным и радостным было это прощание. Ведь разминулись первый русский ледокол и первый в мире атомный». Как видим, открывались все новые возможности применения атомохода в ледовом мореплавании. И в целом эксплуатационные итоги его работы были впечатляющими. За первые шесть навигаций до момента остановки ледокола на реконструкцию он обеспечил проводку 457 судов, пройдя во льдах 110 тысяч миль и наработав 25 тысяч часов эксплуатации ядерной энергетической установки. За это время были осуществлены две переза­ рядки реакторов (в 1963 и 1965 годах). И что примечательно: необычная 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz