Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
11 глава раздвинуть масштаб исследований и таким путем существенно нарас тить статистическую базу наблюдений за природно-климатическими процессами в суровом и отдаленном регионе. Но с самолетов ДАРМСы не расставишь - сбрасывать с воздуха даже прочную технику рискован но, а совершать целую серию посадок на лед просто невозможно. Только атомоход с его неограниченной автономностью плавания и большой про ходимостью во льдах был способен решить новую задачу в организации научных исследований. «Ленин» ее успешно решил. Не скрывая своего удовлетворения и через 20 лет, об этом напишет капитан атомохода Бо рис Соколов: «В условиях полярной ночи, пройдя с работами севернее Новосибирских островов, атомоход 5 ноября 1961 года поднялся за вось мидесятую параллель и на восточном подходе к мысу Арктическому - за ветной точке каждого арктического мореплавателя - выставил послед ний запланированный ДАРМС». Следующая навигация, 1962 года, началась необычайно рано, 5 июня, и продлилась уже пять месяцев. Сбывалось напутствие директора Адми ралтейского завода, призывавшего стирать грани времени в Арктике. Роль «Ленина» особенно возрастала при окончании навигации, ког да обязательно требовалось вывезти оставшиеся в замерзающих морях транспортные суда. Уроки печально известной зимовки судов во льдах в 1937 году были живы в памяти, несмотря на прошедшие десятилетия. Так в конце октября 1963 года атомоход «Ленин» вызволил из ледового плена дизель-электроход «Индигирка», и это была не единственная спаса тельная операция ледокола. В этом же году «Ленин» предотвратил серьез ную аварию - столкновение теплоходов «Цимлянскгэс» и «Немирович- Данченко», которые под воздействием сильнейшего сжатия льдами стали опасно сближаться под прямым углом друг к другу. Катастрофы было не миновать, если бы атомоход не разрушил лед около судов, при этом раз ведя их на безопасное расстояние. Кстати, в этот год ледовая обстановка на трассах Севморпути по своей сложности не шла ни в какое сравнение со многими предыдущими годами. Как во время постройки, так и теперь, при эксплуатации, первый атомный продолжал оставаться объектом посещения для экскурсантов. Моряки понимали: лучшей агитации за применение атомной энергии, чем показ людям действующего атомохода, быть не может. И при любой воз можности приглашали к себе гостей с отдаленных точек арктического по бережья или коллег с других судов. Сохранилась радиограмма с рейса в 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz