Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава события, явно опущенного тогда по требованиям цензуры. О нем много позже рассказал в своей книге «Повесть о главном» Владимир Карате- ев: «Мы все знали, что льдина была найдена заранее самолетом Ил-14, приписанным к штабу морских операций. Говорили, что льдина надежна и, самое главное, свободна от ропаков и торосов на площади диаметром около трех миль. Найти ровное поле среди многолетних льдов - большая удача. Ведь это готовый аэродром - он необходим для станции на случай экстренной эвакуации. Я спросил: - А что - ранее найденную льдину раскололо сжатием? - Нет, случилось непредвиденное. На ней высадились американцы. - Какие американцы? - Американские ВВС. Проводят учения, поставили палатки. Надо ис­ кать другую льдину. - Разве они имеют право высаживаться в нашем секторе Арктики? - Конечно. Это только на наших картах рисуют границу до самого по­ люса, а по международным законам территориальные воды ограничены прибрежной зоной, обычно в двенадцать миль. Новая льдина оказалась не такой ровной, как первая. Пришлось выде­ лить часть экипажа для расчистки взлетно-посадочной полосы. Ледокол стоял примерно в полутора милях от льдины - ближе подойти опасались, чтобы не повредить ее. Экспедиционное снаряжение и продовольствие сгрузили на лед ледокольным краном и постепенно перевозили неболь­ шим вездеходом к месту расположения станции. ...Объем работ по милости американцев многократно возрос - ропаки и торосы не так-то легко сравнять, пришлось прибегнуть даже к взрывчатке. Без участия экипажа атомохода взлетно-посадочную полосу вряд ли обо­ рудовать и за год». Вот такое неожиданное подтверждение зарождавшегося международ­ ного соперничества в Арктике, которое сегодня в центре всех дискуссий на мировой арене. По завершении непредвиденных мытарств и теплого прощания с по­ лярниками экипаж атомохода приступил к выполнению второй задачи рейса. Предстояло расставить вдоль кромки многолетних льдов 16 дрей­ фующих автоматических радиометеостанций - ДАРМСов, которые на­ чали применяться в Арктике с 1953 года. Однако новый этап научных исследований в Арктике, основанный на использовании приборов вместо людей, только начинался. Кроме очевидной экономии средств, заложен­ ной в данном подходе, появлялась возможность чрезвычайно широко 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz