Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава Володя Громов. Сначала он летал с Борисом Макаровичем Соколовым, по­ том со старпомом Александром Леонидовичем Чупырой. Кто-то сказал: - На ощупь летают... Действительно ли на ощупь, утверждать не берусь. Но полная ясность обстановки в проливе была получена и единственно верный путь найден. Ориентируясь по огням барражирующего вертолета, капитаны ледоколов начали вытаскивать суда одно за другим на ближайшее разрежение, где была поустойчивей обстановка и, главное, где не было под боком острова. Это была действительно ночь так ночь! Подвахтенный, спустившись с мостика, сказал: «От такой работы за два часа поседеть можно». Ему от­ ветили полушутливо: - Борису Макаровичу это уже не грозит. В тридцать лет побелел». Три месяца десять дней длилась первая навигация атомохода «Ленин», закончившаяся 24 октября 1960 года. Ледокол прошел во льдах 10009 миль, из них 7327 в тяжелых льдах, и выполнил проводку 92 судов. Главным событием следующей арктической навигации 1961 года для экипажа «Ленина» стало обеспечение высадки на льдину полярников дрейфующей станции «Северный полюс-10». Понятно, что такое решение было принято неспроста. Предыдущие полярные станции высаживались на лед с помощью самолетов. Применение атомохода для данной цели, да еще в достаточно поздние для того времени сроки (экспедиция началась 29 сентября 1961 года), должно было раскрыть новые возможности судна с ядерной энергетической установкой - как базы обеспечения научных исследований Арктики, готовой, как потом было на других атомоходах, не только поддерживать начало работы станции полярников на льдине, но и эвакуировать их с минимумом потерь и избежав аварийной остроты операций. При этом использование самолетов и вертолетов в таких опера­ циях отнюдь не перечеркивалось. Наоборот, атомоход и самолеты допол­ няли друг друга, а Для вертолетов ледоколы становились площадкой под­ скока, что существенно расширяло диапазон ледовой разведки и научных исследований малодоступных районов Арктики. Одна из любопытных деталей в данной экспедиции: первую льдину для оборудования лагеря полярников отыскал экипаж самолета Ил-14, пилотируемого Героем Со­ ветского Союза В.И. Масленниковым; самолет не только сумел сесть на нее, но и подавал сигналы «Ленину» как приводной радиомаяк. Подробности операции довольно хорошо описаны, ведь на атомохо­ де находилась группа журналистов центральных газет, - кроме одного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz