Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава сив льда к северу от него оказался прижат к берегу нордовым ветром, закрыв тем самым проход на запад к разреженным льдам. ...караван вошел в лед сплоченностью 10 баллов, преимущественно поля сморози, находившиеся под сжатием. Вышли вновь в голову кара­ вана для прокладки канала во льду. Для успешного форсирования спу­ стившегося массива, простиравшегося до мыса Челюскин, решено было ледоколу «Красин» брать на буксир пароход «Володарский», а ледоколу «К. Мелехов» - теплоход «Разлив». Проводка судов через этот массив сопровождалась почти непрекращающимися околками, в непосред­ ственной близости к берегу. Дрейф льда наблюдался от запада-северо- запада со скоростью полмили в час. Пройденный путь измеряли корпусами в течение часа. Ввиду безуспеш­ ности буксировки парохода «Володарский» ледоколом «Красин» завели свой буксир на пароход «Володарский» и вывели его на появляющиеся разводья и разрывы в полях сморози к западу от мыса Челюскин. Ледокол «Красин» содействовал в это время проводке ледокола «К. Мелехов» с те­ плоходом «Разлив» на буксире. В начале суток 10 сентября весь караван вышел на разреженный лед к западу от мыса Челюскин». Атомоходу неоднократно приходилось обеспечивать проводку кара­ ванов судов, малоприспособленных для движения в арктических льдах. И это обстоятельство ложилось дополнительным грузом на экипаж пер­ вого атомного. Вот как описывал атмосферу этих проводок начальник радиостанции атомохода и тогда еще начинающий писатель Виталий Семенович Маслов: «Вскоре неожиданно усилился ветер и пошел по часовой стрелке. Обширные тяжелые поля взломанного припая пришли в движение. Две параллельные колонны многочисленного каравана речных судов пере­ стали быть параллельными. Корабли левой колонны оказались правее судов правой колонны. Быстро стемнело. Мокрый снег буквально за­ печатывал прожекторы. И хотя ветер давно уже стал штормовым, надо льдом осталось что-то вроде низового тумана. И, словно для полноты впечатлений, - рядом остров. Когда наши штурманы берут под проводку речные суда, они знают, что это за суда и как с ними работать. Но когда люди на речных посудинах не­ достаточно подготовлены, да и к тому же нет возможности наблюдать за их действиями, - это осложняет дело. И, наверное, не от хорошей жизни ночью вынужден был взлететь и до утра висеть в воздухе наш вертолетчик 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz