Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава караване. В его составе были буксиры, теплоходы, танкеры, лихтеры, пассажирские суда, предназначенные для пополнения речного флота Колымо-Индигирского и Ленского пароходств. Словом, флот, мало при­ способленный для плавания в морских льдах. Потому и простояли суда полтора месяца на Диксоне в ожидании улучшения ледовой обстановки, пока на помощь им не пришел атомный ледокол. Шесть суток продолжалась ледовая операция, в ходе которой небыва­ ло крупный караван, ведомый «Лениным», преодолел триста морских миль. Капитан атомохода Павел Акимович Пономарев позже вспоми­ нал подробности этого плавания: «Отдельные суда от натиска льда по­ лучили повреждения. В частности, у четырех речных судов выходило из строя рулевое управление. Мы брали эти суда на буксир и на ходу устраняли повреждения. Атомоход ходил вдоль всего каравана и окалывал суда. Он был то в го­ лове каравана, то в хвосте». Ближе к концу навигации экипажу атомохода пришлось принять уча­ стие в еще более драматических событиях, хотя и не столь масштабных. 9-10 сентября атомный ледокол «Ленин» осуществил операцию по спа­ сению в проливе Вилькицкого ледоколов «Красин» и «Капитан Мелехов» с транспортами «Володарский» и «Разлив» на буксире. Сильная под­ вижка льда грозила выдавить слабые транспортные суда на рифы у мыса Щербина. Чтобы успеть преодолеть мощнейшее сжатие и предотвратить катастрофу, «Ленину» пришлось до максимума поднять свою мощность. Подоспев вовремя, атомоход околол суда, оказавшиеся в ловушке, и вы­ вел их в безопасный район. В оперативной переписке атомохода с паро­ ходством, хранящейся в Мурманском областном архиве, есть донесение с «Ленина» о тех событиях, по-деловому названное «Проводка парохода «Володарский» и теплохода «Разлив» на западную кромку льда». Эмоции в этом документе отсутствуют, но зато есть технические детали, которые убедительнее всяких оценок показывают мастерство судоводителей, уси­ ленное большими возможностями атомохода: «К северу от мыса Прончищева вышли в прибрежную зону разрежен­ ного льда сплоченностью 5-7 баллов. К этому моменту ветры северо- восточного направления ослабли до штиля и через некоторое время возник ветер от норда 3 -4 балла. Имея в виду недостаточную изучен­ ность глубин данного района, ледокол «Мелехов», имеющий меньшую осадку, был выставлен в голову каравана для промера глубин и выбора пути. Сами стали на его место в караване в районе мыса Щербина, мас­ 6о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz