Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

||глава лее тяжелых ледовых участков Арктики. В то же время по интенсивности движения судов пролив тогда уступал только Енисейскому направлению. Ситуацию 60-го года в этом районе очень емко охарактеризовал руко­ водивший морскими арктическими операциями опытнейший капитан М.В. Стрекаловский: «Пролив Вилькицкого никогда не был приветли­ вым. А нынче он исключительно суров. С первых дней навигации и до сих пор плотно закупорен торосистым льдом. Однако навигация идет до­ вольно успешно. Прежде всего это объясняется тем, что в дело вступили атомоход «Ленин» и дизель-электрический ледокол «Москва». Вместе с ними и ледоколы «Красин», «Ермак», «Капитан Белоусов», «Капитан Мелехов», «Капитан Воронин». Такой ледокольной эскадры Арктика ни­ когда не видела. Благодаря атомоходу и ледоколу «Москва» мы на 24 дня раньше, чем в прошлом году, начали проводить суда». Оценивая результаты работы атомохода «Ленин» после первой нави­ гации, конструкторы В. Неганов и Б. Гнесин отмечали: «В случае букси­ ровки судов, имеющих сравнительно легкий корпус, во льдах большой толщины ледокол шел на малых ходах (50-70 оборотов в минуту), что­ бы не повредить корпуса буксируемых судов отбрасываемыми крупны­ ми льдинами». Постепенно определилась наиболее оптимальная схема проводки: атомоход шел впереди как лидер, прокладывая основной ка­ нал, за ним спрямляли канал, измельчали льдины вспомогательные ле­ доколы мощностью 8-10 тысяч лошадиных сил, а при необходимости и буксировали наиболее слабых, а затем следовали по каналу транспорт­ ные суда. Скорость движения каравана, как рассказал опытный аркти­ ческий капитан А.А. Смирнов, определяли исходя из скорости движе­ ния наиболее слабого судна или старались подбирать однотипные суда. А иногда, в случае сильного сжатия, вспомогательный ледокол ставили в середине каравана между судами. Позднее, вспоминая события 1960 года в статье «Пять навигаций атом­ ного ледокола «Ленин», капитан Ю.С. Кучиев характеризовал новые воз­ можности, открывшиеся в арктическом мореплавании с приходом ато­ мохода: «По арктической трассе успешно прошли десятки речных судов, слабые корпуса которых не приспособлены для плавания во льдах. Тогда впервые был применен способ буксировки речных судов ледоколами по 4-10 единиц одновременно». Особенно сложной и масштабной, потребовавшей от ледоколыциков демонстрации высочайшего судоводительского мастерства, была про­ водка в 1960 году через пролив Вилькицкого 38 речных судов в одном 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz