Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
||глава лее тяжелых ледовых участков Арктики. В то же время по интенсивности движения судов пролив тогда уступал только Енисейскому направлению. Ситуацию 60-го года в этом районе очень емко охарактеризовал руко водивший морскими арктическими операциями опытнейший капитан М.В. Стрекаловский: «Пролив Вилькицкого никогда не был приветли вым. А нынче он исключительно суров. С первых дней навигации и до сих пор плотно закупорен торосистым льдом. Однако навигация идет до вольно успешно. Прежде всего это объясняется тем, что в дело вступили атомоход «Ленин» и дизель-электрический ледокол «Москва». Вместе с ними и ледоколы «Красин», «Ермак», «Капитан Белоусов», «Капитан Мелехов», «Капитан Воронин». Такой ледокольной эскадры Арктика ни когда не видела. Благодаря атомоходу и ледоколу «Москва» мы на 24 дня раньше, чем в прошлом году, начали проводить суда». Оценивая результаты работы атомохода «Ленин» после первой нави гации, конструкторы В. Неганов и Б. Гнесин отмечали: «В случае букси ровки судов, имеющих сравнительно легкий корпус, во льдах большой толщины ледокол шел на малых ходах (50-70 оборотов в минуту), что бы не повредить корпуса буксируемых судов отбрасываемыми крупны ми льдинами». Постепенно определилась наиболее оптимальная схема проводки: атомоход шел впереди как лидер, прокладывая основной ка нал, за ним спрямляли канал, измельчали льдины вспомогательные ле доколы мощностью 8-10 тысяч лошадиных сил, а при необходимости и буксировали наиболее слабых, а затем следовали по каналу транспорт ные суда. Скорость движения каравана, как рассказал опытный аркти ческий капитан А.А. Смирнов, определяли исходя из скорости движе ния наиболее слабого судна или старались подбирать однотипные суда. А иногда, в случае сильного сжатия, вспомогательный ледокол ставили в середине каравана между судами. Позднее, вспоминая события 1960 года в статье «Пять навигаций атом ного ледокола «Ленин», капитан Ю.С. Кучиев характеризовал новые воз можности, открывшиеся в арктическом мореплавании с приходом ато мохода: «По арктической трассе успешно прошли десятки речных судов, слабые корпуса которых не приспособлены для плавания во льдах. Тогда впервые был применен способ буксировки речных судов ледоколами по 4-10 единиц одновременно». Особенно сложной и масштабной, потребовавшей от ледоколыциков демонстрации высочайшего судоводительского мастерства, была про водка в 1960 году через пролив Вилькицкого 38 речных судов в одном 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz