Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

11 глава «Ленин» в 1922 году проходило становление будущего ледового капита­ на Пономарева. Позже атомоход «Ленин», правда, переименованного во «Владимира Ильича», Павел Акимович вызволял изо льдов, уже став ка­ питаном «Ермака». Пожилой капитан, конечно же, прекрасно понимал, что пригласили его на атомоход в первую голову для того, чтобы под­ готовить смену, - неспроста подобрали старпома тридцати лет, могучего красавца Бориса Соколова - на вырост, на долгую перспективу. А изме­ нить своим суровым привычкам, унаследованным от предшественников и учителей, Пономарев не мог. Сто дней продлилось последнее плавание Павла Акимовича, во время которого он простоял свои вахты, как было принято у поморов, на открытом ходовом мостике. Посчитали - восемь­ сот часов! Неудивительно, что не только возраст, но и безжалостный по­ лиартрит поставил точку в капитанской судьбе. Но ведь именно таким и должен быть капитан-испытатель! До начала летней арктической навигации 1960 года атомный ледокол прошел испытания во льдах севернее Новой Земли. Это плавание уже ни­ как нельзя было назвать легким. Ледокол заклинивался, останавливался, или, как очень метко заметил Владимир Каратеев, «задыхался». Не только потому, что Арктика действительно не шла ни в какое сравнение с Балтий­ ским морем. Начали выявляться конструктивные недостатки. Интересно, что конструкторы предвидели их возможное появление - об этом, в част­ ности, говорил в одной из статей главный конструктор Василий Иванович Неганов, - но, видимо, все учесть они не смогли. Расчеты проектировщи­ ков теперь взялась перепроверять Арктика. Впрочем, ледовые испытания отнюдь не потребовали возвращать атомоход на завод для доработки. Уже вскоре начался первый рабочий рейс на трассах Северного мор­ ского пути. Оценивая его результаты, руководитель спецгруппы по над­ зору за строительством ледокола Арсений Стефанович говорил: «Работая примерно на 70 процентах мощности, судно, со скоростью от трех до пяти узлов, свободно взламывало льды толщиной более метра. Корабль пока­ зал хорошую маневренность в сплошных полях льда». Работы новому ледоколу и его собратьям выпало с лихвой. Ледовая обстановка в 1960 году оказалась тяжелее, чем предполагалось, но гру­ зопотоки приостановить было невозможно. Одной из важнейших задач летнего периода было обеспечение непрерывной подачи судов под загруз­ ку в Игарке, где скопились большие запасы лесоматериалов. В Западном районе Севморпути моряков ждало самое большое и коварное препят­ ствие - пролив Вилькицкого, традиционно считающийся одним из наибо­ 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz