Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
11 глава «Ленин» в 1922 году проходило становление будущего ледового капита на Пономарева. Позже атомоход «Ленин», правда, переименованного во «Владимира Ильича», Павел Акимович вызволял изо льдов, уже став ка питаном «Ермака». Пожилой капитан, конечно же, прекрасно понимал, что пригласили его на атомоход в первую голову для того, чтобы под готовить смену, - неспроста подобрали старпома тридцати лет, могучего красавца Бориса Соколова - на вырост, на долгую перспективу. А изме нить своим суровым привычкам, унаследованным от предшественников и учителей, Пономарев не мог. Сто дней продлилось последнее плавание Павла Акимовича, во время которого он простоял свои вахты, как было принято у поморов, на открытом ходовом мостике. Посчитали - восемь сот часов! Неудивительно, что не только возраст, но и безжалостный по лиартрит поставил точку в капитанской судьбе. Но ведь именно таким и должен быть капитан-испытатель! До начала летней арктической навигации 1960 года атомный ледокол прошел испытания во льдах севернее Новой Земли. Это плавание уже ни как нельзя было назвать легким. Ледокол заклинивался, останавливался, или, как очень метко заметил Владимир Каратеев, «задыхался». Не только потому, что Арктика действительно не шла ни в какое сравнение с Балтий ским морем. Начали выявляться конструктивные недостатки. Интересно, что конструкторы предвидели их возможное появление - об этом, в част ности, говорил в одной из статей главный конструктор Василий Иванович Неганов, - но, видимо, все учесть они не смогли. Расчеты проектировщи ков теперь взялась перепроверять Арктика. Впрочем, ледовые испытания отнюдь не потребовали возвращать атомоход на завод для доработки. Уже вскоре начался первый рабочий рейс на трассах Северного мор ского пути. Оценивая его результаты, руководитель спецгруппы по над зору за строительством ледокола Арсений Стефанович говорил: «Работая примерно на 70 процентах мощности, судно, со скоростью от трех до пяти узлов, свободно взламывало льды толщиной более метра. Корабль пока зал хорошую маневренность в сплошных полях льда». Работы новому ледоколу и его собратьям выпало с лихвой. Ледовая обстановка в 1960 году оказалась тяжелее, чем предполагалось, но гру зопотоки приостановить было невозможно. Одной из важнейших задач летнего периода было обеспечение непрерывной подачи судов под загруз ку в Игарке, где скопились большие запасы лесоматериалов. В Западном районе Севморпути моряков ждало самое большое и коварное препят ствие - пролив Вилькицкого, традиционно считающийся одним из наибо 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz