Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

29 апреля 1960 года в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» ато­ моход отправился на север после ходовых испытаний в Финском заливе. Первые льды, которые встретились на пути атомного ледокола «Ленин», были не арктические, а балтийские, на переходе из Ленинграда в Мур­ манск после включения судна в состав флота Мурманского морского пароходства. Небольшой толщины, они легко преодолевались атомохо­ дом. Мощность судовой силовой установки не потребовалось поднимать выше 50 процентов. Могла возникнуть иллюзия, что ледоколу любые препятствия подвластны. Но в том и была мудрость людей, формировав­ ших экипаж, что объединили в нем энергию молодых (кстати, средний возраст экипажа был около 25 лет) с опытом, а точнее сказать, с мудро­ стью ветеранов ледового мореплавания, которых обманчивая податли­ вость первого льда не могла расслабить. И не по должности, а по стажу арктических испытаний самым мудрым был капитан Павел Акимович Пономарев, проходивший в Арктике на разных судах почти полвека и чего только не повидавший на своем веку. Капитанствовать Пономарев начал в далеких двадцатых годах на пер­ вом линейном арктическом ледоколе «Ермак» и вот теперь завершал свою моряцкую биографию на первом атомном. Символично? Вряд ли ради символики он согласился возглавить экипаж «Ленина»: кому же еще сравнивать достоинства и недостатки первого атомного с другими ледо­ колами, чтобы наглядно для молодых судоводителей «учить» атомоход ходить во льдах Арктики. Не странно ли: именно на ледоколе с именем 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz