Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
29 апреля 1960 года в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» ато моход отправился на север после ходовых испытаний в Финском заливе. Первые льды, которые встретились на пути атомного ледокола «Ленин», были не арктические, а балтийские, на переходе из Ленинграда в Мур манск после включения судна в состав флота Мурманского морского пароходства. Небольшой толщины, они легко преодолевались атомохо дом. Мощность судовой силовой установки не потребовалось поднимать выше 50 процентов. Могла возникнуть иллюзия, что ледоколу любые препятствия подвластны. Но в том и была мудрость людей, формировав ших экипаж, что объединили в нем энергию молодых (кстати, средний возраст экипажа был около 25 лет) с опытом, а точнее сказать, с мудро стью ветеранов ледового мореплавания, которых обманчивая податли вость первого льда не могла расслабить. И не по должности, а по стажу арктических испытаний самым мудрым был капитан Павел Акимович Пономарев, проходивший в Арктике на разных судах почти полвека и чего только не повидавший на своем веку. Капитанствовать Пономарев начал в далеких двадцатых годах на пер вом линейном арктическом ледоколе «Ермак» и вот теперь завершал свою моряцкую биографию на первом атомном. Символично? Вряд ли ради символики он согласился возглавить экипаж «Ленина»: кому же еще сравнивать достоинства и недостатки первого атомного с другими ледо колами, чтобы наглядно для молодых судоводителей «учить» атомоход ходить во льдах Арктики. Не странно ли: именно на ледоколе с именем 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz