Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава отдать якоря, но корабль уже двигался, не управляемый со стороны. Мед ленно, но ход все-таки был. Павел Акимович подбежал к краю мостика, посмотрел за борт и скомандовал: «Прибавляй понемножку». Так мы узлов 8 -9 набрали. Потом вытащили на палубу обрывки букси ра, и никто нас больше не буксировал до самой Манолы. Большинство журналистов, которых в рейсе было не счесть, в эти мгно вения толкались в ПЭЖе, хотя ничего интересного для них не происходи ло. И вдруг приборы показали, что винты атомохода пришли в движение. Словно по команде пишущая и снимающая братия ринулась в отделение гребных двигателей, там можно было наглядно убедиться в происходя щем: вращались гигантские валы... Чем-то еще подтвердить рапорты о но вой впечатляющей победе советского народа не получалось. Зато моряки облегченно перевели дыхание...» Потом энергетические возможности атомохода, располагавшего на тот момент, вероятно, самыми мощными в мире гребными электродвигате лями, проверяли в местечке Манола под Приморском. Глубина у берега была приличная, что нечасто встречается на Балтике. Здесь и соорудили пал - причал, в который мог упереться носовой частью ледокол. При ра боте винтов судна на упор с выходом на полную мощность в 44 тысячи лошадиных сил фиксировались эксплуатационные характеристики греб ной и паросиловой установок. Без проведения этих экспериментов нельзя было отправлять атомоход в свободное плавание... Уже на испытаниях сам атомоход невольно многому учил людей - та ково свойство новой техники, которую приходилось интенсивно осваи вать. Интересна в этом смысле ситуация, которая описана в статье ученых Б.Г. Пологих и Н.С. Хлопкина «Создание первой атомной энергетической установки для ледокола»: «Во время ходовых испытаний возникало много различных ситуаций, но одна из них запомнилась на всю жизнь. Реакторы работали на мощ ности, и вдруг произошло полное обесточивание пульта управления. Он погрузился во тьму, не было видно ни одного показания приборов. К этому времени была успешно завершена борьба со светящимися шка лами и стрелками приборов, так как они могли вносить дополнительный вклад в дозовые радиационные нагрузки персонала. В темноте было невозможно контролировать состояние реактора и положение органов регулирования в его активной зоне. Томительное ожидание казалось вечностью. В действительности через 3 мин. подали электропитание на пульт. Автоматические регуляторы и стержни аварий 5 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz