Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава ньевич Клопотов. Позади уже были швартовные испытания ледокола, но они не шли ни в какое сравнение с предстоящими ходовыми, когда экипа жу предстояло опробовать атомоход в свободном движении на мощности судовой ядерной энергетической установки. До этого энергия для испы таний систем и механизмов судна подавалась с берега заводом, специали сты и тут нашли необычное решение задачи. Отсутствовали специальные гибкие шланги большого сечения, без которых наладить подачу пара не представлялось возможным - обычные, намертво закрепленные металли ческие трубы не годились, ледокол под воздействием приливно-отливных течений находился в движении. И тогда разработали и применили спе циальное шарнирное устройство, обеспечивавшее надежную подачу пара через металлические трубы... По-разному воспринимаются кульминационные события людьми, за дающими им тон, и наблюдателями. На первых давит неизбежный груз ответственности, подогреваемый знанием о возможных причинах неуда чи, а то и провала. Вторым все любопытно, да вот беда - ничего из ряда вон выходящего не происходит, а так хочется ярких впечатлений... Увы, как правило по впечатлениям вторых и складывается общая картина, за которой наглухо скрывается драматизм происходящего. Нечто подобное происходило на атомоходе «Ленин» через неделю после его проводов на ходовые испытания. Но мы попытаемся восстановить стерео скопическую картину главных событий, показав их глазами разных людей. После отхода от причальной стенки завода ледокол ждали теплые приветствия ленинградцев - кому-то повезло побывать на борту, а кто- то просто махал рукой морякам с гранитных набережных Невы. На вы ход к Балтийскому морю атомоход вели трудяги-буксиры. Затем их сменил теплоход «Профессор Попов» Балтийского морского пароход ства. Сколько впереди будет у атомохода проводок во льдах судов само го различного класса и калибра, а первые километры по чистой воде сам «Ленин» шел под проводкой, да еще транспортного судна. Это не иро ния, а закономерность первого плавания небывалого корабля, которую в какой-то неведомый самим морякам момент предстояло нарушить. Звездный час или момент истины с нетерпением ждали, была приведе на в готовность атомная установка. И все-таки он наступил неожиданно. Вот как описывает его Б.Г. Пологих: «Собственные электродвигатели винтов ледокола были поставлены под нагрузку. Винты слегка прокручивались, не создавая ледоколу соб ственного хода. Движение задавал буксир. Капитан ледокола не спешил 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz