Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).

| глава «Трубчатка парогенератора изготовлена из «нержавейки», - дополняет Домахина В.В. Каратеев, - а она не терпит контактов с хлором, идет язвен­ ная коррозия даже в холодном состоянии и без нагрузок. Исключить же попадание хлора в парогенератор невозможно. Слишком много в машин­ ных отделениях теплообменников, охлаждаемых морской водой, - оттого и неизбежно появление протечек в дистиллат, идущий в парогенератор». Проблему, как это не раз случалось на «Ленине» до и после, предельно заострил и добился ее решения Следзюк. Вот как рассказывает об этом Владимир Каратеев: «Александр Калинович знал по иностранным и отечественным пу­ бликациям, за которыми постоянно следил, что наиболее современные паросиловые установки эксплуатируются при обеспечении очень высо­ кой степени очистки питательной воды от солей. Это позволяет предот­ вратить интенсивный процесс коррозии в парогенераторах и другом оборудовании. Он настойчиво доказывал необходимость установки на ледоколе очистных фильтров, в чем его, конечно, поддерживали проек­ танты парогенераторов. Наконец, было принято решение срочно уста­ новить в системе питательной воды ионообменные фильтры, что было новшеством для морского флота. ...По его предложению проектанты разработали чертежи, и в марте 1960 года фильтры были смонтированы. Качество воды стало неизмери­ мо выше, но первые парогенераторы спасти уже не удалось. Вскоре два из шести потекли по всем секциям, и решено было заменить все шесть. На замену их понадобилось, конечно, не три дня, как уверяли Риковера, но в конце апреля мы уже были в Таллинне и готовились к переходу в порт приписки Мурманск». А теперь вернемся к событиям, которые разворачивались у причала Ад­ миралтейского завода 12 сентября 1959 года. «Перед личным составом корабля, на базе дальнейшего изучения Арк­ тики и полноценного использования мощности ледокола, стоит задача: стирать границы времени года - из года в год увеличивая навигационный период, из года в год увеличивая транспортные проводки по Северному морскому пути. И когда-нибудь будет решена задача - проводки будут производиться в любое время года». Этими очень емкими словами напутствовал моряков атомного ледо­ кола «Ленин», отправлявшихся на ходовые испытания атомохода после окончания его постройки, директор Адмиралтейского завода Борис Евге­ 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz