Блинов, В. М. Ледокол Ленин : первый атомный / Владимир Блинов. – Москва : Европейские издания, 2009. – 287 с. : ил., портр. – (Международный полярный год).
| глава «Трубчатка парогенератора изготовлена из «нержавейки», - дополняет Домахина В.В. Каратеев, - а она не терпит контактов с хлором, идет язвен ная коррозия даже в холодном состоянии и без нагрузок. Исключить же попадание хлора в парогенератор невозможно. Слишком много в машин ных отделениях теплообменников, охлаждаемых морской водой, - оттого и неизбежно появление протечек в дистиллат, идущий в парогенератор». Проблему, как это не раз случалось на «Ленине» до и после, предельно заострил и добился ее решения Следзюк. Вот как рассказывает об этом Владимир Каратеев: «Александр Калинович знал по иностранным и отечественным пу бликациям, за которыми постоянно следил, что наиболее современные паросиловые установки эксплуатируются при обеспечении очень высо кой степени очистки питательной воды от солей. Это позволяет предот вратить интенсивный процесс коррозии в парогенераторах и другом оборудовании. Он настойчиво доказывал необходимость установки на ледоколе очистных фильтров, в чем его, конечно, поддерживали проек танты парогенераторов. Наконец, было принято решение срочно уста новить в системе питательной воды ионообменные фильтры, что было новшеством для морского флота. ...По его предложению проектанты разработали чертежи, и в марте 1960 года фильтры были смонтированы. Качество воды стало неизмери мо выше, но первые парогенераторы спасти уже не удалось. Вскоре два из шести потекли по всем секциям, и решено было заменить все шесть. На замену их понадобилось, конечно, не три дня, как уверяли Риковера, но в конце апреля мы уже были в Таллинне и готовились к переходу в порт приписки Мурманск». А теперь вернемся к событиям, которые разворачивались у причала Ад миралтейского завода 12 сентября 1959 года. «Перед личным составом корабля, на базе дальнейшего изучения Арк тики и полноценного использования мощности ледокола, стоит задача: стирать границы времени года - из года в год увеличивая навигационный период, из года в год увеличивая транспортные проводки по Северному морскому пути. И когда-нибудь будет решена задача - проводки будут производиться в любое время года». Этими очень емкими словами напутствовал моряков атомного ледо кола «Ленин», отправлявшихся на ходовые испытания атомохода после окончания его постройки, директор Адмиралтейского завода Борис Евге 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz